0
766
Газета Культура Интернет-версия

09.07.2002 00:00:00

Дождь больше не сопутствует грусти

Тэги: людей в черном2, кино


Еще недавно в "Пушкинском" бушевали фестивальные тусовки, а сейчас все вернулось к будням. Прошла премьера "Людей в черном-2". По сравнению со "Звездными войнами. Атакой клонов" этот фильм смотрится как тихое, но изысканное кино.

Спецэффектов здесь ровно столько, сколько способно переварить умеренно консервативное сознание. Однако мир режиссера Барри Зонненфельда и без того переполнен приметами XXI столетия. Это придает картине статус знака времени и легкий привкус ущербности. Вместе с новомодным юмором в картину просачивается и новейшая боязнь драматизма.

"Люди в черном-2" предлагают принцип уже космической политкорректности. Вместо старинных придыханий и дрожи при встрече с паранормальными явлениями возникает фамильярный пофигизм. Само понятие нормы в традиционном смысле уже неактуально. Естественно, кругом полно пришельцев. А вы чего хотели? Земля только для землян? Ну, это какой-то расизм. Естественно, все твари равноправны, и основное их право - оставаться самими собой. Агент Кей (Томми Ли Джонс) выходит на улицу вечернего Нью-Йорка. Мимо шествует человек с коляской - в ней светится и мигает некое неземное чадо. Когда прохожий поворачивается спиной, видно, что из его шортов торчит хвостик. Мимо агента ползет насекомое. Кей решает было его раздавить, но, передумав, задерживает свою ступню в воздухе и тут же слышит в ответ: "Спасибо". Всюду жизнь, всюду "тоже люди". И чувства и потребности у всех абсолютно земные. Кого-нибудь сожрать, над кем-нибудь поиздеваться, посидеть с сигаретой и бокалом коньяка в хорошей компании.

Взрослые стрелялки крутых дядечек в смокингах оборачиваются детской сказкой, как только рядом с агентом Джеем (Уилл Смит) появляется говорящий агент-мопс, четвероногая пародия на плейбоя. Прежде всего иронии подвергается суперменство. Добро и героизм должны быть чудаковаты и периодически терпеть фиаско - в этом залог их человечности и их реванша.

Тотальное же зло почти ничем не смешно. Это и есть его роковой минус. Если не считать раздутого пуза злодейки Серлины (Лара Флинн Бойл), только что проглотившей землянина, она являет банальный вариант женщины-вамп. Но то, что выглядит совсем не забавно, в нынешнем мире не принимается близко к сердцу, а потому и прижиться не может. Весь сюжет крутится вокруг противоборства Джея и Кея с Серлиной, однако и фильм, и оба главных героя абсолютно равнодушны к ней. Это новейший комплекс "профи" - бороться не со злодеями, а со злом, не испытывая ненависти ни минуты.

Ненависть - страсть, а страсть - штука серьезная, а все серьезное ведет к страданиям. Чем меньше страданий, тем лучше мир. Такова нынешняя мораль.

Именно поэтому фильм более всего чурается патетики и романтики. Дело не в том, что авторы стремятся к чистоте комедийного жанра. Как известно по опыту ХХ века, комедия только выигрывает, если диапазон ее красок широк - от фарса до трагедии, от ерничества до возвышенных чувств. Но развлекательное кино нового столетия панически боится дать героям и зрителям пережить и безвозвратные потери, и высокий полет эмоций. Первое противоречит идее бесконечного воспроизводства в цивилизации созидания и потребления. Второе возносит человека к божественному началу. А это нарушает принцип политкорректного равенства в ряду иных живых существ. Показательно, что в финале Кей открывает дверь с надписью "Опасно для жизни", и оказывается, что это дверь ячейки камеры хранения. Там-то и происходили все перемещения и подвиги Кея и Джея - микроскопических человечков на пороге пустоты. Земная цивилизация равна ящичку в ряду других ящичков. Так что пора умерить гордыню. До такого веселого самоуничижения человечество давно не докатывалось.

Многие хохмы "Людей в черном-2" могли появиться и в кино минувшего столетия. Но символично отсутствие одной детали, без которой не обошлись бы в ХХ веке. Полюбят друг друга Джей и Рита, которая окажется инопланетной принцессой и яблоком раздора во вселенной. Кей объяснит Рите, что дождь на Земле идет именно тогда, когда ей грустно. Однако девушка должна навсегда покинуть Землю. А дождь в последнем кадре так и не пойдет. В картине, сделанной хорошим режиссером в ХХ веке, обязательно пошел бы. Потому что для ХХ века главными были счастье и горе конкретных людей. А XXI век нашел спасение от переживания личного несчастья - прикрыться идеей благополучия всех землян и всех инопланетян во всей вселенной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
836
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
449
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
460
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
412