0
899
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2002 00:00:00

"Новый русский", который скоро снова станет "Олигархом"

Тэги: лунгин, олигарх, локарно, фестиваль


- Павел Семенович! Мне всегда казалось, что вы весьма щепетильны к тому, где и когда проходит премьера вашего фильма, и, если не ошибаюсь, для вас в последние годы было важно, чтобы эти премьеры проходили в Каннах. А тут согласились на премьеру в Локарно, к тому же вне конкурса. Почему?

- Просто потому, что вне конкурса в Локарно идут более крупные фильмы. Конкурс в Локарно собирает такие, если можно сказать, интимистские ленты. У каждого фестиваля - определенный стиль, у каждого - определенный такой внутренний набор, внутренний отбор. Думаю, что наш фильм оказался слишком крупным, чтобы войти в здешний конкурс. Я и не хотел, честно говоря, в конкурс Локарнского фестиваля. После Каннов мне этого не хотелось, мне кажется, что вообще есть только один фестиваль "для конкурса".

Это вопрос: для чего вообще фестиваль нужен режиссеру? Или это Канн, чтобы по возможности войти в пятерку или семерку режиссеров, о которых потом говорят в течение всего года. Или - для того, чтобы фильм увидели. Фестивали вообще существуют, чтобы создавать события. И каждый фестиваль событие "создает" по-своему.

Чтобы существовать "бедному русскому фильму", хорошо попасть на какой-нибудь хороший фестиваль, на специальный показ. Мы как раз попали на такой специальный показ небольшого, элитарного и престижного фестиваля в Локарно, этот показ к тому же проходит в лучший день фестиваля - в первую субботу. Фильм будет показан здесь на огромном экране на площади перед десятью тысячами человек. Мне кажется, это интересно, хотя вообще для меня важно, что фильм уже существует.

- Для открытой площадки важно, чтобы обошлось без дождя...

- Дождь был. Я в ужасе пересаживался в Цюрихе, потому что увидел, что идет дождь. А сейчас он кончился, поднялись облака, и стало очень красиво, похоже почему-то на Неаполь. Тут, правда, озеро, а не море, горы и такая почти лагуна... Изумительной красоты место!

(Вопреки надеждам режиссера ливень разразился, но было совершенной неожиданностью, что зрители не спешили уходить, а те, кто ушел, спрятались под крышу и досмотрели фильм до конца. - Г.З.)

- Считается, что в Локарно показывают интеллектуальное кино...

- Да.

- Ваш фильм в эти рамки укладывается? Или вы определяете свою картину иначе?

- Думаю, что все-таки это недостаточно интимистически-интеллектуальное кино, во всяком случае, недостаточно, чтобы идти в конкурсе. Это все-таки сага, история, в которой, конечно, какая-то интеллектуальная подоплека имеется. Но мне больше хотелось сделать фильм действия, историческую сагу, показать жизнь общества и государства за определенный период, чем раскрыть конкретные тайны конкретного человека.

- Сейчас в Европе разгорается очередной скандал вокруг российской мафии. Не опасаетесь ли вы, что ваш фильм примутся интерпретировать в этом контексте?

- Нет. Такие опасения развеивает как раз то, что у меня фильм не про мафию. Если он в каком-то смысле интеллектуальный, то как раз потому, что это фильм про интеллектуальную элиту России, которая встала во главе бизнеса. Это фильм не про бандитов, а наоборот, - про людей из университетов, профессоров. Про великих умников, которые вошли в бизнес, в его игру и схлестнулись друг с другом и с государством. Но совсем не про братков...

- "Большая пайка" - называется роман Юлия Дубова, который лежит в основе картины. "Олигарх" - название, под которым снималась картина. "Новый русский" - под таким именем увидят фильм в Локарно. Что означает для вас эта цепочка?

- "Олигарх" - название для меня идеальное, но, к сожалению, этого слова нет ни в английском, ни во французском, ни в итальянском языках. Нет понятия этого. Оно существовало, наверное, в начале века и было в Древней Греции. Я считаю, что в каком-то смысле это слово "кончается" и у нас, и через 10-20 лет оно совсем исчезнет из обихода в России. Так что фильм получился о конце олигархов, так же как и конце новых русских. Если вы обратили внимание, новые русские как явление исчезают тоже. Но "новые русские" оказалось тем понятием и тем словосочетанием, которое для французов имело хоть какой-то смысл. В русском прокате фильм будет называться "Олигарх".

* * *

В России дистанция между фестивальной премьерой "там" и премьерой в России становится все короче. Новый фильм Сокурова показали в Петербурге на прошлой неделе - через два с половиной месяца после каннского дебюта. "Олигарха" обещают показать уже в августе на фестивале в Выборге.

Надо еще сказать, что в Локарно на премьеру "Нового русского" из Москвы прилетел автор романа "Большая пайка" и, соответственно, соавтор сценария этого фильма Юлий Дубов. Он, правда, успел посмотреть фильм до его фестивальной премьеры и говорит, что картина Лунгина ему понравилась и даже "на самом деле мало отличается от романа: слова другие, а музыка похожая". К слову, в фильме Дубов появляется в эпизоде - он сидит на научном семинаре в аудитории. На мое замечание, что мало кто из героев романа смог прилететь на премьеру, Юлий Дубов философски, однако же с достаточной уверенностью заметил: "Мы все равно все соберемся. Может, не завтра, может быть, через год, но это все равно произойдет". С учетом известных сюжетных поворотов это замечание в эстетических категориях следует, наверное, интерпретировать как открытый финал.

О самом фильме читайте в ближайших номерах "НГ".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
473
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
512
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
857
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
431

Другие новости