0
876
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2002 00:00:00

Памяти артиста

Тэги: театр сатиры, менглет


Жориком в глаза и за глаза называли Георгия Павловича не только в семье, но и в Театре сатиры, где Менглет бессменно и непрерывно проработал в течение 56 сезонов с 1945 года, даром что был он знаменит, вальяжен и статен, от высокочтимого учителя своего по ЦЕТЕТИСу (ныне РАТИ) А.П. Петровского усвоил петербургский, а не московский лоск и элегантность и занимал в труппе положение, не меньшее чем Папанов и Миронов. На парадных, юбилейных фотографиях труппы все сидят в орденах советского и нынешнего образца, в лауреатских медалях, а Менглет - в отлично сшитом костюме с ослепительно белым платочком в кармашке на груди.

Узнав Менглета поближе, я обнаружила, что этот в высшей степени воспитанный, для посторонних любезный и дипломатичный человек в обилии и с удовольствием употребляет "соленые словца", знает толк в "ненормированной лексике", не прочь ущипнуть за щечку или за другие соблазнительные места очередную хорошенькую и молоденькую актрису в традиционно красивой труппе и обожает розыгрыши партнеров на сцене (в особенности таких смешливых, какими были Андрей Миронов или Олег Солюс).

Он прожил жизнь цельным и верным человеком и человеком поступка. После ареста своего театрального учителя Алексея Дикого не остался в Ленинградском БДТ, куда был приглашен, а возглавил бывших студийцев Дикого и по собственной инициативе отправился в далекий Таджикистан, чтобы организовать в Сталинабаде (Душанбе) русский драматический театр и чтобы сохранить ядро осиротевшей студии.

Портрет своего репрессированного Учителя даже в годы "большого террора" Георгий Павлович не снимал со стены. В невиновность и возвращение Дикого из ГУЛАГа неколебимо верил.

В молодости герой-любовник - Незнамов, Сергей (в поставленной Диким "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову), в зрелости - замечательный характерный актер со своей специфической речью - округлой, отчетливой, неспешной; фигурой грузноватой и пластичной, музыкально чуткой; с лукавой улыбкой обольстителя, подобной "луку амура" - углами губ, он был всегда узнаваем и всегда - другой, новый.

Его монументально неподвижный, бесчувственный до мертвенности советский бюрократ высокого пошиба Главначпупс в "Бане"; учитель аристократических манер, пошляк Олег Баян, присосавшийся к "пролетариату-гегемону", являли собой первые и редкие после двадцатилетнего перерыва и строжайших запретов примеры гиперболической, гротескной, масочной, манекенной игры.

В знаменитом "Доходном месте" совсем еще молодого тогда режиссера Марка Захарова он несравнимо ни с кем из предшественников, да и последователей тоже, сыграл Аристарха Вышневского. Комедийный актер увидел и воплотил звездоносного сановника-казнокрада не смешным, а устрашающим и ужасным, мстящим и гибнущим в безнадежном желании купить любовь.

Зрелым уже человеком Менглет появился в главной роли Пишты Орбака в одном из первых мюзиклов на советской сцене "Проснись и пой!" (по пьесе венгерского драматурга Л.Дьярфаша в постановке М.Захарова и А.Ширвиндта) и был обаятельно простодушен, певуч, по-детски упоен собой, пока в финале не отдавал душу и влюбленное сердце окружающим людям.

Диапазон комедийных жанров был открыт и доступен ему весь - от детской веселости и простодушия (как у многодетного рогоносца судьи Бридуазона в "Женитьбе Фигаро") до ужасного и страшного в смешном. Но, кажется, он более тяготел к сатире, чем к чистой комедии, ибо умел не успокаивать, а беспокоить, выражать на сцене ужасное и отталкивающее.

Мало снимавшийся в кино, в телевизионном сериале "Дело ведут ЗнаТоКи" Менглет играл заведующего городской свалкой Евгения Евгеньевича, мафиози и уголовника, поощрителя убийц, с профессорской внешностью и интеллигентной речью, гротескно сменявшейся блатным жаргоном в "узком кругу" соратников. Но уходил его "антигерой" из жизни страшно, не останавливаясь в полубезумии тягучего танго, бил и бил пластинки о стену квартиры, в которую уже рвется милиция.

Тяжко болевший в конце жизни он до самого конца хотел играть. И сыграл, правда, на стороне, в полуантрепризном коллективе, в окружении молодых незнаменитых актеров-энтузиастов роль пушкинского Скупого рыцаря. В то время уже очень слабый, нездоровый он ходил с трудом и, едва появившись на сцене, усаживался в старое кресло. На протяжении всего спектакля "действовал" лишь словами пушкинского монолога и странной, пугающей, нереальной мимикой. Постоянно улыбающийся безумец был перед нами; счастливец, рот которого все шире, неистовей растягивался в блаженную гримасу. Аскет, обликом - нищий, восседал на немыслимых богатствах. Философ не исповедовался и не каялся, а размышлял о грешной жизни людей-расточителей и радостно утверждал свое право иметь, приобретать, отнимать, таить сокровища от тех, кто легкомысленно не знает им цены. Скупой Менглета ликовал и царствовал на маленькой пустой сцене чужого театра. Маленький и худой в последние годы, торжествующий и мощный - таким он остался в памяти и таким ушел, оставив после себя еще одну невосполнимую утрату театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости