0
959
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2002 00:00:00

Pigmalionium, или Вертинская возвращается

Тэги: мхат, вертинская


Шума было много. До спектакля и на самом спектакле - переделке "Пигмалиона" Бернарда Шоу, приспособлении знаменитой пьесы к нынешним временам всеобщей компьютеризации, роботов-интеллектуалов и интеллектуалов-фанатов, сильно смахивающих на маньяков... В арендованном большом зале МХАТа - аншлаг. Билеты в кассе стоили до 2000 рублей. У перекупщиков - и того дороже.

В программке латинскими буквами было написано "Pigmalionium" и "Face Fashion" (название "марки", которая, как и популярный в Москве художник Павел Каплевич, спектакль представляла). По-русски, кроме загадочного слова "ИМАГО" можно было прочитать имена актеров, автора - Максима Курочкина, постановщика - Нины Чусовой, художников - Юрия Купера и самого Каплевича (на этот раз лишь сочинившего костюмы 1-го акта).

О месте действия пьесы Шоу смутно, тенью на заднике, напоминали Трафальгарская колонна и силуэт английского парламента. А ступени вели прямо на мусорную свалку, устроенную на сцене МХАТа из тряпья, мятой бумаги, пустых бутылок и прочего. В этой пыльной захламленности, в царстве недокуренных "бычков" и речи быть не могло о бедных "цветочках" Элизы. Дочка мусорщика, роясь в хламе, искала, где бы ей прикурить.

Музыки композитора Олега Кострова как бы и не существовало. Только шум, гам, вой сирен, скрежет, и гулы, с которыми время от времени низвергались с высот гигантские люстры-колокольцы из стекла. Чтобы разговаривать и общаться, актерам приходилось кричать, перекрикивать друг друга. Кого-то было слышно и видно. Например, талантливого Павла Деревянко - Полковника, маленького и верткого, как шарик ртути; Елену Галибину - миссис Пирс, с ее телесной раблезианской переизбыточностью, выпирающей из белых атласных мужских одежд - тоже было видно. А поднаторелого в антрепризах, опытного вахтанговца Владимира Симонова - Хиггинса (в программке - просто Генри), мелькавшего по сцене во вздыбленном парике, ни услышать, ни рассмотреть не удалось.

После тринадцатилетнего отсутствия на московскую сцену вернулась одна из самых пленительных наших актрис Анастасия Вертинская. Это - событие. Пропавшая Маргарита (ее последний фильм по роману Булгакова не вышел на экраны, то ли потерянный, то ли спрятанный режиссером-продюсером) покинула МХАТ вскоре после раздела по причинам не бытовым и не мелким. Ей стало "недостаточно" и скучно. Потом она жила в Москве и в Париже, преподавала там; мучимая журналистами в интервью особенно часто вспоминала Анатолия Эфроса - его "Бурю", в которой участвовала, и еще спектакль обо отце, где возникая грустным Арлекином - с круглым набеленным лицом и круглыми, высоко поднятыми бровями, тонким телом, высоким ростом, длинными, выразительными руками - удивительно напоминала Александра Вертинского.

Теперь она вернулась, но пришла не в большой маститый Театр - Дом, что имеются еще в Москве, а в дерзкую, против всех театральных правил антрепризу. Вошла в "предприятие" Павла Каплевича, зная, что его проекты у одних вызывают неумеренную ругань, у других - восторги, но никого не оставляют равнодушными.

Вертинская явилась на сцену и выглядит так молодо, словно и не было этих пропущенных лет. Сохранила фигуру и прекрасное лицо. А голос стал мягче, обрел грудные драматические звучания. Постольку поскольку это было в ее силах, именно она приоткрыла смысл нового "Pigmalioniumа", пьесы сумбурной и засоренной. Ее юмора и такта хватило, чтобы закамуфлировать, сгладить пошлость эпизода в дамском туалете, на унитазах, куда то ли автор, то ли режиссер поместили беседующих Элизу и мамашу Генри, грубо сыгранную не актрисой, а актером Александром Гришаевым.

По мысли автора, девчонку с улицы Элизу преображает не умение, вдохновение, терпение, а потом и любовь Генри, а наисовременнейшая аппаратура, сверкающие обручи, спирали и провода. Все эти манипуляции, которые проделывают взъерошенный, яростно сквернословящий Хиггинс и его маленький помощник - фанат Полковник, новая Элиза в рыженьких брюках и свитерке из "прорастающей" бахромой ткани цвета гаснущего пламени (костюм Павла Каплевича) выдерживает с терпением, даже с мудростью. Поникнув в металлических обручах, напоминая замученного ярмарочного Петрушку из знаменитого балета Фокина, с грустной иронией наблюдает она беснование мучителей-спасителей. Трогательно, музыкально, прозрачно повторяет на разные лады: "Маньяки... Маньяки..."

Поставленное в заглавие слово "имаго" означает окончательную стадию развития у насекомых - в частности, превращение "куколки" в "бабочку". Контрастной пластикой, фонетикой, виртуозной демонстрацией диалектов от украинско-белорусских до западно-европейских Вертинская преображение своей героини показывает. Но как не было "куколки" в начале спектакля (а была милая и живая девчонка с речью-скороговоркой), так не появилось прекрасной бабочки и в конце. Компьютеры и спирали смогли "родить" лишь куклу. В элегантном графитовом туалете (от Юрия Купера), с аппликацией стрекозы на широком подоле, грациозная, как стрекоза, Вертинская во втором акте "куклу" и демонстрирует. Идеально движется на тонких каблуках, носит платье, словно модель из большого Дома, идеально проговаривает слова. Ором, метаниями, мельканиями другие персонажи ее от нас заслоняют, загоняют на второй план. А хочется, чтобы актрисы было как можно больше. Не такая уж глубокая и новая мысль автора о том, что создать человека может только человек, вырастает и обретает значительность и яркость именно благодаря Вертинской. С трудом постигаем мы, что бегая и вопя на протяжении трех часов спектакля, Профессор Генри начинает Элизу любить. Но не ослепительную куклу, а прежнюю, косноязычную. И Элиза-Вертинская делает своему мучителю подарок. На миг или навсегда зримо и слышимо превращается в прежнюю. Это - самый человечный и трогательный момент спектакля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости