0
1034
Газета Культура Интернет-версия

08.04.2003 00:00:00

Опера в стране дворников

Тэги: титель, опера, спектакль


К постановке четвертого по счету в нашей столице "Золотого петушка" (есть в Большом, есть в "Геликоне", и есть балет в театре "Москва") в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко отнеслись на редкость ответственно. Афиши предупреждали, что это сказка для взрослых и что за все увиденное отвечают (так и написано!) режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев, а за все услышанное - дирижер Феликс Коробов. В общем, все крайне серьезно.

Занавес открывает нам барак концлагеря из неровно уложенных досок с огромными щелями между ними. Царство Додона предстает страной дворников. Главный элемент реквизита - веники. Симфония веников. Девицы собирают ягоды-грибы под деревами-вениками и эротически млеют в веникообразных камышах, вениками стреляют из пушки, идут с ними наперевес вместо ружей и убивают друг друга вениками. Человеческих лиц нет. Сплошь какие-то дымковские игрушки: на белых мучных рожах намалеваны кругляши красных щек, и черные бороды держатся на ниточках. Поверх исподнего на всех дворниках обоего пола разноцветные фартуки кислотных тонов. В "ориентальном" акте мертвое поле побоища - почти по Верещагину: гора головных уборов всех видов и фасонов на фоне желтого полнолуния. Явление Шемаханской царицы - маленький катаклизм природы. Являя собой агрессивный гибрид гидры, медузы Горгоны, птицы Феникс и сфинкса, инфернальная царица поднимается из недр земли огромной самораспаковывающейся змеей и поет Гимн солнцу из-под самых колосников (чудеса театральной техники при простоте материалов). Вблизи царица оказывается отвратительной колышущейся амебой неопределенных форм с серебристой муравьиной головкой. В третьем акте кокон созревает, и из лопнувшей оболочки во все стороны разбегаются маленькие змейки.

Другой потусторонний персонаж - Звездочет превращен в банального опереточного хлыща в полосатом костюмчике, соломенной шляпке, с сигарой в зубах, большим перстнем на пальце и манерами (ну живой Беня Крик и Буба Касторский, вместе взятые). И, конечно, как голуби в "Богеме", как белы снеги в "Летучей мыши", лейтмотивом спектакля здесь становятся живые петухи и все те же ностальгические бабочки-снежинки. Стиль!

Вокальный компонент премьеры слишком разношерстный, чтобы дать ему однозначную характеристику - плохо или хорошо. Скорее ни то, ни другое, а нечто среднее, хотя уж если обобщать, то за вокал спектаклю можно поставить твердую четверку с минусом. Хроническим проглатыванием страдает дикция хора, из-за чего до публики не доходят многие уморительные пассажи либретто Бельского. Не прожевана до кондиции и дикция у многих персонажей, например, у такой важной вестницы, как ключница Амелфа.

Неблагодарная роль петь столь прекрасный орнамент в столь уродливом обличье досталась жертвенной Хибле Герзмаве - легкий кавказский акцент лишь прибавил ее Шемаханке "нездешнего", дьявольского колорита. Партия Звездочета написана композитором для несуществующего голоса тенора-альтино, поэтому поют его в характерной (дьячковской) теноровой манере. Премьерный Звездочет Сергея Балашова напоминает еще и кота Бегемота, иногда выдавливая какой-то сдавленный кошачий звучок в достопамятной манере "моя морковь".

Веселых и даже красивых картинок в спектакле достаточно, но нет развития смысла внутри этих картинок, нет общей идеи в целом. Что хотели сказать? Констатировать социальные проблемы, которые в принципе не изменились со времени написания оперы-сатиры? Исследовать ускользающую природу зла? Выполнить план по детским названиям (хотя спектакль вроде бы действительно недетский)? Или просто поиграть в игру, к чему испытывает особое пристрастие режиссер Титель? В прошлом сезоне похоронили символ театра - "Онегина" Станиславского, каким-то чудом еще держится обветшавший "Севильский цирюльник". Но режиссерский театр, наверное, на то и режиссерский, что без прошлого ему легче создавать новые фирменные традиции и фантомы - это ясно.

Дальше по плану нам обещана страна по имени "Тоска". Пуччини у нас тоже любят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
427
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
389
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
544
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
449

Другие новости