0
1338
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Стихи и мечты Ивана Поповски

Тэги: поповски, театр, музыка


У новой работы Ивана Поповски, которую можно посмотреть в бывшем кинотеатре "Спорт", где с недавнего времени обитает Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой, - претенциозное название и не менее претенциозный подзаголовок. "Р.S. Грезы┘ Концерт-фантазия". Коктейль из точек, многоточия и словосочетания, будто списанного с программок начала прошлого века, когда ради красоты созвучий легко жертвовали представлениями о хорошем вкусе. Но дурным ожиданиям мешает имя автора этой затеи: за три "позиции" - постановку, пространство и пластику - отвечает Иван Поповски.

Все предшествующее (упоминание, например, что программа составлена из песен Роберта Шумана и Франца Шуберта) и все последующее (список тех, кто поет, и тех, которые играют, - исполнителей и их музыкальных инструментов) свидетельствуют о музыкальном характере представления. То есть в пользу концерта.

Впрочем, совсем уже в конце - указание "продолжительности спектакля" (но пугающая точность вновь отсылает к пластинкам и прочим "носителям" - 78 минут).

Характер ожидаемого, а потом и увиденного располагает к мыслям о других схожих опытах. В кино, например, - Этторе Сколы, который в фильме "Бал" безо всяких слов, в танце и музыке "рассказывает" несколько десятилетий французской истории. В театре - Кристофа Марталера, обратившегося к патриотическим песням немецкого народа в спектакле "Убей европейца!", где нет других слов, кроме слов песен. Поповски последовал той же дорогой, но его уход от театра, от простого произнесения слов не более чем иллюзия: как в греческом мифе - чем сильнее стараешься уйти от полученного предсказания, тем скорее и неизбежнее судьба настигает тебя.

Устраняясь от театра в область "чистого пения", Поповски приходит к театру, свободному от сиюминутных наслоений. Чем настойчивее он отказывается от театральной игры, тем чище оказывается театр, к которому удается пробиться. Имея перед глазами итог, можно сказать, что уход от театра предпринимается ради приближения к театру, который другими, известными ключами было не открыть.

Для Поповски, который работает подолгу, с известной обстоятельностью и основательностью, выпуская в год один-два спектакля (этим отличаясь от своих сверстников, пришедших в профессию двумя-тремя годами позже и пекущих премьеры, как блины), этот опыт особенно любопытен.

Он говорит, что называет "Грезы" не спектаклем, а концертом, потому что имел дело с певицами, а не актрисами. Но работают они, как настоящие актрисы, и выполняют актерские задания. Не имея сил, а может, и желания добиться полнозвучия в драматической игре, он ищет и находит многозвучие в музыкальном исполнении.

Поповски оговаривает отличия своей работы от обычного спектакля, хотя в этой работе куда больше сходств со спектаклями, которые он успел поставить.

В то время как театр семимильными шагами идет навстречу жизни, увлекается документальными формами, Поповски, наоборот, бежит от "доков" и сленга жизни в стихи. Опять же сам объясняет это увлечение просто: я беру стихи, чтобы не говорить в театре, как в жизни. Песни - те же стихи, которым Поповски из раза в раз отдает предпочтение перед прозой жизни. Он ведь и начинал с цветаевского "Приключения", после чего, как хорошо известно, были "Балаганчик", "Капитанская дочка" Пушкина, куда постановщик вплел "Пугачева" Сергея Есенина, и совсем уже недавняя "Отравленная туника" в "Мастерской Петра Фоменко".

Пение - шаг в уже выбранном направлении, в сторону от повседневной речи (тут можно сказать, что его спектакль мог бы называться равно и "после сказанного", а не "постскриптум" - "после написанного"). Еще один шаг в сторону "самоограничения", о чем Поповски успел сказать в недавнем интервью: "В поэтическом спектакле режиссер и актеры ограничены размером стиха, строкой, дыханием. Мне нравится, когда есть такие ограничения, в которые нужно вписываться. В музыке их еще больше. Я не хотел "давить" на драматическую сторону, боясь, что появится претензия, ожидания с каждой следующей песней".

Для тех, кому интересно, - мир вещей, важных для театрального погружения: еще в фойе на комодах и столиках разложены старые пластинки в старых конвертах, вводящие "в курс" чужой жизни и уводящие от актуальных размышлений и аллюзий. Четыре певицы - четыре типа чужой, выбеленной, отлакированной красоты: Ирина Евдокимова, похожая на Дитрих, белокурая бестия Елена Веремеенко, Елена Пронина и Анна Комова. Четыре парки и четыре ведьмы, в любую минуту готовые взять в руки инициативу, такие, что могут вести вперед не только невинный сюжетец "Форели" Шуберта-Шубарта, игривый и безопасный, но и целый миф, громоздкий, лишенный гуманистических иллюзий и рефлексии, древний и жестокий. Стальные дивы. Стальным - белым - блеском отливают их белые платья.

Даже в лирических песнях им удается передать напряжение подспудной мысли, нервы вздыблены, как мускулы или вены. Даже в детских песенках чувствуется германский дух.

В костюмах, в самой манере двигаться и вовремя повернуться тем или иным боком, в статуарности поз чувствуется умелая игра с 30-ми, 40-ми и более поздними, но так же далекими 50-60-ми годами.

Не в обиду постановщику, получилось очень европейское зрелище, уместное на любом театральном фестивале. Музыка, понятная безо всяких слов, и песни, многие из которых знакомы с детства. Впрочем, Поповски настаивает на том, что знакомство это - из разряда кажимостей: чужое слово вдруг пробивается сквозь языковой барьер. И агрессией или, напротив, лирическим созвучием трогает, открывая новый смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Иван Родин

Тремя административными штрафами в течение года политэмигрантов уже не напугать

0
1369
На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Каждой парламентской политструктуре по-прежнему предназначен персональный спойлер

0
1017
Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Иван Родин

ЛДПР не настаивает на замене председателя одного из ключевых комитетов Госдумы

0
1199
Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

  

0
699

Другие новости