0
922
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2004 00:00:00

Небедные родственники

Тэги: бажанов, гцси, арт


бажанов, гцси, арт Леонид Бажанов верит, что вскоре Государственный центр современного искусства будет выглядеть так же, как на этом макете.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

– Леонид Александрович, пока для нас нова идея многофункционального выставочного центра, приходящего на смену традиционным для нашей культуры выставочным залам.

– Мы не изобретали велосипед. Такие центры есть во всех цивилизованных странах: и центр Помпиду в Париже, и ICA в Лондоне, и ZKM в Германии. Так что это сейчас – и нормальная, и необходимая форма работы в современном искусстве. Причем такие центры особенно необходимы здесь, потому что они компенсируют недостающие или деградирующие структуры современного искусства.

– В каждой из таких структур есть своя генеральная линия: в Центре Помпиду – это выставки, в ZKM – это медиапроекты. А что будет основным направлением в вашем новом центре?

– Это покажет время. Нельзя придумать генеральной линии, не обеспечив ее человеческим ресурсом. Это будет зависеть от активности участников и руководителей программ, но пока мы стараемся, чтобы 4 направления были равноценны: кураторское, научно-информационное, собирательское, образовательное. Мы делаем ставку на все 4 направления: так было и в ICA, и в Помпиду.

Функционирование как в XIX веке бессмысленно. Музейная практика уже реализуется другими структурами. А современное искусство подразумевает переход за границы собственно визуального искусства – у нас есть мастерские, медиа-арт, аудио и видеостудия. На базе мастерских будут происходить стажировка, обучение, производство продукта. Визуальные проекты будут сопрягаться с музыкальными. Эта необходимость – не просто утопическая блажь идеологов, а потребность времени – кураторов, специалистов, художников, публики.

– Когда вы полностью переедете в новое здание, вы будете осваивать новые поля деятельности?

– Латентно они уже существовали. Просто трудно проводить занятия на природе или в чужих помещениях. Нужна стационарная аудитория – теперь она у нас есть. Кинолекторий тоже должен иметь свой зал, оборудование. Синтетические программы, связывающие искусство с музыкой, перформансом, тоже должны иметь свою площадку. Хотя очень тесно, но такие возможности у нас появляются.

– Будет учебная программа?

– Да. Будет и аспирантский семинар. Будет издаваться сборник молодых искусствоведов, а также ежегодник взрослой критической рефлексии. Кроме того, разрабатывается стационарный базовый двухгодичный курс по истории и теории современного искусства для кураторов, искусствоведов, художников. Но образовательные программы для художников – отдаленное будущее, сначала надо вырастить теоретиков. Во всяком случае, мы так выстроили приоритеты.

– Для вас это уже не первая попытка организовать многофункциональный центр. Какие ошибки были сделаны на Якиманке – там, где был Центр современного искусства?

– Там не было ошибок. Но были изначальные условия, которые вряд ли позволяли бы развиваться некоммерческой структуре – отсутствие развитого общества, отсутствие фондов, отсутствие общественной поддержки, я уж не говорю о государственной. Тогда по отношению к негосударственной структуре об этом вообще не было речи. Сейчас ситуация, может быть, меняется, но не принципиально – по-моему, из общественных структур государство поддерживает только Академию художеств. Так что выживание негосударственного независимого центра современного искусства было доверено идеальным, мифическим спонсорам.

– Кажется, я знаю одного реального спонсора того Центра...

– Были, были. Но каждый там пытался привлечь своих спонсоров, и поэтому все изначально было обречено на членение, на преобразование в коммерческие структуры. Больее 10 лет назад упование на коммерческую активность было чрезмерным. Все бросились строить коммерческие галереи, что нормально. А потом началось формирование общества и кристаллизация государственной политики.

– Тогда была вера в магическую власть рынка. Сейчас происходит возвращение веры в магическую власть государства?

– Нет. Я не думаю, что государство надо идеализировать. Я думаю, что усилия государства по отношению к современному искусству – в далеком будущем. Я отвожу на это еще лет 15, и то, если всем будет хорошо. Рынок, как бы там ни было, оправдал свои надежды. В Москве продолжают и продолжают открываться новые галереи: крепнут и встают на ноги. И находят новые достойные помещения. Вышли на международный рынок. Работы, если они продаются, продаются нормально – не по каким-то мифическим ценам, которые назначают государственные комиссии. А то, что мы себя некультурно вели на этом рынке, есть наш недостаток – но ведь и опыта не было. Постепенно этот опыт приобретается, и мы будем адекватны.

Но нам грех плакаться – если наш бюджет в начале создания центра был просто смехотворным, то сегодня мы оснащены оборудованием, мы сумели на государственные деньги открыть новое здание. Просто государственный бюджет, как и во всем мире, должен дополняться частными, общественными фондами.

– Этого пока не происходит?

– Пока не происходит, но я думаю, что открытие нового здания привлечет внимание общества к нам. Конечно, когда мы сидели в крохотной комнатушке, в гостях, наши проекты казались утопиями, мечтаниями и блефом полусумасшедших искусствоведов. А теперь, когда мы переселяемся в хорошо отстроенное новое здание, я думаю, что у нас появятся новые возможности. И они уже появляются.

– У вас теперь – замечательное здание, в которое можно зайти и все увидеть.

– Да. Мы выходим на другой уровень. Для публики становится очевидным, что это можно потрогать. Помимо резонанса внутри страны наши связи с художественным миром тоже обретают базу. Потому что если 10–15 лет назад западный мир давал нам авансы, полный доброжелательности к нашим усилиям, то лет 5 назад это прекратилось. И нелепо было все время кормить их обещаниями – мы сделаем то, мы сделаем се... В этом году и Арт-стрелка, и биеннале современного искусства переводят нас в другой класс – мы уже не бедные родственники.

Из досье «НГ»

Леонид Бажанов – один из самых известных московских организаторов художественного пространства. В 1986 г. он основал объединение «Эрмитаж» – это была свободная общественная инициатива художников, архитекторов и фотографов. Бажанов был председателем совета «Эрмитажа» (в 1987 г. объединение рискнуло впервые выставить художников-эмигрантов и поплатилось за это). В 1988 г. возник Центр современной художественной культуры (у его истоков снова стоял Бажанов), который просуществовал до 1990 г. В 1991 г. на Большой Якиманке Бажанов открыл первый в России Центр современного искусства: под крылом ЦСИ размножились арт-галереи: самая известная из них – Галерея Гельмана. Директором центра снова был Леонид Бажанов, и с этой должности он ушел в начальники отдела изобразительных искусств Министерства культуры. В 1994 г. Министерство культуры РФ учреждает ГЦСИ (Государственный центр современного искусства). На сей день Леонид Бажанов – художественный руководитель ГЦСИ. Кроме головного Московского отделения существуют филиалы организации в Нижнем Новгороде, Калининграде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
453
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
502
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
298
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости