0
852
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2004 00:00:00

Небедные родственники

Тэги: бажанов, гцси, арт


бажанов, гцси, арт Леонид Бажанов верит, что вскоре Государственный центр современного искусства будет выглядеть так же, как на этом макете.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

– Леонид Александрович, пока для нас нова идея многофункционального выставочного центра, приходящего на смену традиционным для нашей культуры выставочным залам.

– Мы не изобретали велосипед. Такие центры есть во всех цивилизованных странах: и центр Помпиду в Париже, и ICA в Лондоне, и ZKM в Германии. Так что это сейчас – и нормальная, и необходимая форма работы в современном искусстве. Причем такие центры особенно необходимы здесь, потому что они компенсируют недостающие или деградирующие структуры современного искусства.

– В каждой из таких структур есть своя генеральная линия: в Центре Помпиду – это выставки, в ZKM – это медиапроекты. А что будет основным направлением в вашем новом центре?

– Это покажет время. Нельзя придумать генеральной линии, не обеспечив ее человеческим ресурсом. Это будет зависеть от активности участников и руководителей программ, но пока мы стараемся, чтобы 4 направления были равноценны: кураторское, научно-информационное, собирательское, образовательное. Мы делаем ставку на все 4 направления: так было и в ICA, и в Помпиду.

Функционирование как в XIX веке бессмысленно. Музейная практика уже реализуется другими структурами. А современное искусство подразумевает переход за границы собственно визуального искусства – у нас есть мастерские, медиа-арт, аудио и видеостудия. На базе мастерских будут происходить стажировка, обучение, производство продукта. Визуальные проекты будут сопрягаться с музыкальными. Эта необходимость – не просто утопическая блажь идеологов, а потребность времени – кураторов, специалистов, художников, публики.

– Когда вы полностью переедете в новое здание, вы будете осваивать новые поля деятельности?

– Латентно они уже существовали. Просто трудно проводить занятия на природе или в чужих помещениях. Нужна стационарная аудитория – теперь она у нас есть. Кинолекторий тоже должен иметь свой зал, оборудование. Синтетические программы, связывающие искусство с музыкой, перформансом, тоже должны иметь свою площадку. Хотя очень тесно, но такие возможности у нас появляются.

– Будет учебная программа?

– Да. Будет и аспирантский семинар. Будет издаваться сборник молодых искусствоведов, а также ежегодник взрослой критической рефлексии. Кроме того, разрабатывается стационарный базовый двухгодичный курс по истории и теории современного искусства для кураторов, искусствоведов, художников. Но образовательные программы для художников – отдаленное будущее, сначала надо вырастить теоретиков. Во всяком случае, мы так выстроили приоритеты.

– Для вас это уже не первая попытка организовать многофункциональный центр. Какие ошибки были сделаны на Якиманке – там, где был Центр современного искусства?

– Там не было ошибок. Но были изначальные условия, которые вряд ли позволяли бы развиваться некоммерческой структуре – отсутствие развитого общества, отсутствие фондов, отсутствие общественной поддержки, я уж не говорю о государственной. Тогда по отношению к негосударственной структуре об этом вообще не было речи. Сейчас ситуация, может быть, меняется, но не принципиально – по-моему, из общественных структур государство поддерживает только Академию художеств. Так что выживание негосударственного независимого центра современного искусства было доверено идеальным, мифическим спонсорам.

– Кажется, я знаю одного реального спонсора того Центра...

– Были, были. Но каждый там пытался привлечь своих спонсоров, и поэтому все изначально было обречено на членение, на преобразование в коммерческие структуры. Больее 10 лет назад упование на коммерческую активность было чрезмерным. Все бросились строить коммерческие галереи, что нормально. А потом началось формирование общества и кристаллизация государственной политики.

– Тогда была вера в магическую власть рынка. Сейчас происходит возвращение веры в магическую власть государства?

– Нет. Я не думаю, что государство надо идеализировать. Я думаю, что усилия государства по отношению к современному искусству – в далеком будущем. Я отвожу на это еще лет 15, и то, если всем будет хорошо. Рынок, как бы там ни было, оправдал свои надежды. В Москве продолжают и продолжают открываться новые галереи: крепнут и встают на ноги. И находят новые достойные помещения. Вышли на международный рынок. Работы, если они продаются, продаются нормально – не по каким-то мифическим ценам, которые назначают государственные комиссии. А то, что мы себя некультурно вели на этом рынке, есть наш недостаток – но ведь и опыта не было. Постепенно этот опыт приобретается, и мы будем адекватны.

Но нам грех плакаться – если наш бюджет в начале создания центра был просто смехотворным, то сегодня мы оснащены оборудованием, мы сумели на государственные деньги открыть новое здание. Просто государственный бюджет, как и во всем мире, должен дополняться частными, общественными фондами.

– Этого пока не происходит?

– Пока не происходит, но я думаю, что открытие нового здания привлечет внимание общества к нам. Конечно, когда мы сидели в крохотной комнатушке, в гостях, наши проекты казались утопиями, мечтаниями и блефом полусумасшедших искусствоведов. А теперь, когда мы переселяемся в хорошо отстроенное новое здание, я думаю, что у нас появятся новые возможности. И они уже появляются.

– У вас теперь – замечательное здание, в которое можно зайти и все увидеть.

– Да. Мы выходим на другой уровень. Для публики становится очевидным, что это можно потрогать. Помимо резонанса внутри страны наши связи с художественным миром тоже обретают базу. Потому что если 10–15 лет назад западный мир давал нам авансы, полный доброжелательности к нашим усилиям, то лет 5 назад это прекратилось. И нелепо было все время кормить их обещаниями – мы сделаем то, мы сделаем се... В этом году и Арт-стрелка, и биеннале современного искусства переводят нас в другой класс – мы уже не бедные родственники.

Из досье «НГ»

Леонид Бажанов – один из самых известных московских организаторов художественного пространства. В 1986 г. он основал объединение «Эрмитаж» – это была свободная общественная инициатива художников, архитекторов и фотографов. Бажанов был председателем совета «Эрмитажа» (в 1987 г. объединение рискнуло впервые выставить художников-эмигрантов и поплатилось за это). В 1988 г. возник Центр современной художественной культуры (у его истоков снова стоял Бажанов), который просуществовал до 1990 г. В 1991 г. на Большой Якиманке Бажанов открыл первый в России Центр современного искусства: под крылом ЦСИ размножились арт-галереи: самая известная из них – Галерея Гельмана. Директором центра снова был Леонид Бажанов, и с этой должности он ушел в начальники отдела изобразительных искусств Министерства культуры. В 1994 г. Министерство культуры РФ учреждает ГЦСИ (Государственный центр современного искусства). На сей день Леонид Бажанов – художественный руководитель ГЦСИ. Кроме головного Московского отделения существуют филиалы организации в Нижнем Новгороде, Калининграде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
811
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
649
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1036
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
856

Другие новости