0
860
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2005 00:00:00

Кукольный постскриптум к «оранжевой революции»

Тэги: образцов, театр, премьера


Для Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова каждая новая премьера – событие. Легендарное прошлое, имя основателя и многолетнего худрука, само название театра, в котором каждое из слов своим грузом тянет в прошлое, скорее, мешает жить, чем поддерживает в здоровом теле здоровый дух, – все мешает. Даже младореформаторы, время от времени появляющиеся в Образцовском театре, пользы не приносят. У лауреата «Золотой маски» Игоря Игнатьева – не получилось, у «варяга» из области драматического театра Марка Розовского – не задалось.

Выходит так, что «старики», старожилы афиши (хотя не все, совсем не все) поражают бодростью, жизнелюбием, не растраченной за годы и десятилетия энергией (точь-в-точь, как их современник Владимир Михайлович Зельдин), а новички, бывает, плохо держатся на ногах и дышат на ладан даже в пору премьеры. Каждого нового встречают с надеждой на «виту нову», но новая жизнь Образцовского театра все никак не складывается. Самым, пожалуй, опасным для дальнейшей жизни театра становится сотрудничество с Андреем Денниковым, обласканным на разных политических полюсах – от «Золотого витязя» до малого «Триумфа», пекущего здесь спектакли, как блины, но спектакли все менее и менее кукольные, все более и более эстрадные, что, впрочем, естественно для выпускника как раз эстрадного факультета ГИТИСа. Там, где главным становится самопрезентация, талант и умения кукольника ни к чему. Умения и возможности, заложенные при основании театра великим кукольником Образцовым, все менее и менее востребованы его нынешними «наследниками».

Премьера «Ночи перед Рождеством», поставленная внучкой Сергея Владимировича Екатериной Образцовой, вселяет осторожную надежду. То есть сам спектакль – по тому, с каким удовольствием играют его актеры, по тому, как воспринимают его и маленькие и взрослые, – «тянет» на событие. Но как одна ласточка не делает весны, так и для надежд на более или менее счастливое будущее нужен, конечно, не один спектакль, «растворяющийся» в по-прежнему образцовском репертуаре, где спектакли-долгожители (по 50 и по 60 лет, воспитавшие уже три поколения зрителей) по-прежнему идут на аншлагах, а новодел сходит со сцены в еще младенческом возрасте.

Так вот – про «Ночь перед Рождеством», успех которой вместе с Екатериной Образцовой на равных делит художник-постановщик спектакля Сергей Алимов. Новую премьеру с прежними и по сию пору идущими шедеврами самого Образцова роднит «разнонаправленность» шуток и приемов, в том смысле, что радость детей, их восторг от многочисленных чертей, толкущихся на просторах Диканьки, от взрывов фейерверков и шутих, не мешает получать свое собственное удовольствие и взрослым, даже тем, которых ничего, кроме политических новостей, не интересует.

Зная о том, что для создания кукольного спектакля нужно время, и даже о том, что в пору сочинения эскизов и изготовления кукол ни о какой «оранжевой революции» не слышали и не думали, невозможно отделаться от бесчисленных, отовсюду – и впрямь как черти в рождественскую ночь – лезущих ассоциаций и аллюзий. А что еще прикажете думать, если Оксана – вся в оранжевом, а Чуб – одет в синий полушубок. Если черти всячески мешают счастью Вакулы, но тот добивается своего, преодолевая все преграды, а свой первый «зарубежный» визит наносит в столицу Российской империи. Причем является к русской царице Вакула, как и положено Гоголем, в окружении чубатых – хотите националистов, хотите традиционалистов. Причем вся цель их прихода к императрице – сказать, что живут, мол, на юго-западных рубежах такие вот прекрасные люди в шароварах. И только у Вакулы-кузнеца имеется более или менее практическая цель – черевички царицыны, которые та милостиво и дарует в знак своего особого расположения к ближайшим соседям. В контексте двусторонних отношений наших стран черевички можно интерпретировать как природные ресурсы, газ или нефть – от себя ж отрываем, буквально от тела. И ведьма Солоха, и равнодушный, мало понимающий в происходящем, плутающий в заметелившей зимней ночи Голова (натурально – Кучма!) – всему находится политически значимое объяснение и расшифровка. Молодец Гоголь! Ну, и Образцова с Алимовым, конечно, не подкачали.

Сидя рядом с детьми, для которых поход в буфет и покупка какой-нибудь ерунды в находящемся рядом с гардеробом киоске игрушек равнозначны спектаклю и являются обязательной составляющей любого выхода, порою думаешь о том, какую малую часть от заложенного в спектакль они «считывают». И как многое умеют куклы, – конечно, когда эти умения востребованы.

Алимов, которого можно назвать живым классиком российской мультипликации, автор «Каникул Бонифация» и «Истории одного преступления», а равно и классиком советской книжной графики (достаточно вспомнить его иллюстрации к Гоголю и Салтыкову-Щедрину), относится к куклам как к мультипликационным героям, которые, конечно же, делают все, что только взбредет в «больную» голову художника. Но самое главное заключается в том, что куклы ему не перечат: Пузатому Пацюку (Сергей Бусаров, Роман Квашнин) вареники и вправду сами собою летят прямо в рот, опровергая неизбежность закона всемирного тяготения, а, скажем, Молодой Черт (Адиль Искендер) всерьез страдает, лишаясь хвоста, пусть и на время, а Дьяк (Николай Сутормин) кажется сошедшим на сцену прямиком из антиклерикальных русских (хотя в данном случае, наверное, все-таки украинских!) народных сказок.

Образцов, помнится, написал в своей книге, что, по его разумению, в кукольном театре следует играть то, что не по силам сыграть живым актерам, что у кукол получится лучше. В этом смысле «Ночь перед Рождеством» ГАЦТК следует как раз за мыслью основателя: кукольные черти куда как правдоподобнее «настоящих», «живых».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1299
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1057
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1484
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1300

Другие новости