0
1196
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2005 00:00:00

Воскрешение в звуке

Тэги: рыбников, симфония, премьера


В Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялась мировая премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова. Масштабная партитура была завершена композитором в конце апреля нынешнего года. Для исполнения потребовался расширенный состав большого симфонического оркестра – эта партия была доверена Национальному филармоническому оркестру России, орган – Людмила Голуб, два хора – смешанный Хор Новосибирского театра оперы и балета и мужской – «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко, квартет теноров и трое солистов – Алиса Гицба (сопрано), Валентин Дубовской (тенор) и Дмитрий Степанович (бас). Доносил авторский замысел до первых слушателей дирижер Теодор Курентзис.

Идея сочинения возникла у Рыбникова почти сразу после окончания работы над оперой «Литургия оглашенных»: в Пятой симфонии, получившей программный подзаголовок «Воскрешение мертвых», композитор попытался осознать и запечатлеть то, что, согласно священным книгам, происходит с человеком после завершения его земного пути. Рыбников использует тексты ветхозаветных пророков – Иезекиля, Иеремии и Исайи, текст Апокалипсиса. Тексты поются на четырех языках – иврите, латыни, греческом и русском. По замыслу автора, четыре части симфонии – четыре этапа пути: от Воскрешения – через суд (вторая часть), восстание сил зла и шествие на казнь к видению (достижению) Небесного Иерусалима.

После исполнения симфонии осталось ощущение, что на зал опустился огромный звуковой массив. В течение часа композитор демонстрировал множество комбинаций звучаний, соотношений оркестровых тембров, приемов звукоизвлечения, множество вариантов сопоставлений динамики – от простого контраста до стереофонических эффектов, от тишайших, светящихся запредельно высокими регистрами до выразительных, экспрессивных декламационных соло, чтобы в финале симфонии собрать всю «звуковую историю» в одну нисходящую линию из пяти нот – именно столько требуется, чтобы пропеть ключевое слово «Иерусалим».

Но, прежде чем достичь этого апофеоза – а видение Иерусалима получилось практически зримым (вполне можно представить себе эту музыку как дополнение к сделанному при помощи последних технологий видеоряду), композитор держал слушателя в постоянном напряжении, заставляя его переключаться с одной эмоциональной ноты на другую. В этом – приемы театральной драматургии, вызывающие ассоциации не столько с музыкой к спектаклю или оперой, сколько с ораториальным жанром. Так, партия солирующего тенора подобна роли евангелиста-рассказчика в баховских «Страстях»; от романтиков – в частности от Берлиоза (вспомним «Осуждение Фауста»), – симфонические картины, особенно яркие в третьей части. Здесь и воплощение пространственных отношений со звучностями, характерных уже для композиторов ХХ столетия. Но при всем при том – это симфония, во всяком случае, четырехчастная структура произведения абсолютно классична, как и по-классически контрастны – темпово и жанрово – эти части между собой.

Исполнители проделали фантастически сложную работу, сумев представить премьеру не только как выразительно исполненный текст, но как театральную мистерию. Смело и ярко пел Валентин Дубовской, колоритен и строг был Дмитрий Степанович, правда, чуть менее удачно в плане стабильности проявила себя Алиса Гицба. Квартет теноров пронзал репликами в высокой тесситуре, хор «Древнерусский распев» звучал удивительно аутентично, а новосибирцы, которым досталась сложнейшая роль – петь разными приемами и постоянно переключаться из одной звуковой плоскости в другую, профессионально справились с возложенной на них задачей. Особого слова заслуживает Национальный филармонический оркестр России, на котором, собственно, и держалась вся партитура. На редкость хороши оказались все солирующие голоса, порадовали стройностью, безупречной чистотой звучания и прекрасной ансамблевой игрой медные духовые, с блеском, четко отработали сложнейшие ритмические рисунки ударные. Дирижеру Теодору Курентзису удалось не просто «собрать» партитуру за несколько репетиций, но сыграть ее предельно внятно и эмоционально. Курентзис – один из редких сегодня талантов, которые умеют объясняться с оркестром без лишних комментариев, удерживать внимание музыкантов как на репетициях, так и во время концерта, в буквальном смысле не давая им ни на секунду отвлечься от его указаний.

Очень эффектно разместив артистов на сцене, для чего потребовалось снять часть партера (именно таким способом теперь в зале Чайковского можно продолжить сценическое пространство), занять оба балкона по краям сцены группами медных духовых инструментов и посадить мужской хор слева от сцены в один из первых рядов амфитеатра, композитор фактически одной расстановкой исполнительских сил уже создал и масштаб, и объем, и прецедент стереофонии. В итоге в финале симфонии зал мог реально ощутить над собой яркий звуковой купол. Несколько вопросов, касающихся идеи и воплощения замысла, мне удалось уточнить у самого автора.

– У вас очень интересно используются инструменты – тембровый их колорит. В частности, необычно звучит диалог между флейтой и тубой, свежо – аккомпанирующие тенору арфа и литавры, эффектно – переклички медных духовых.

– Действительно, я ставил перед собой такую задачу: мне хотелось придать этой партитуре не симфоническое в традиционном смысле звучание, хотя я и использую здесь абсолютно традиционный инструментальный состав оркестра. Собственно, к самому понятию «симфония» я отношусь не как к классическому жанру, а трактуя ее в плоскости изначального смысла этого слова – как звучание.

– Ритмические рисунки, на мой взгляд, тоже избраны вами оригинальные. Во всяком случае – для симфонического произведения.

– Сами принципы остинатности и синкопированности, которые я использую в этом сочинении, дал нам ХХ век, в частности рок-музыка. И я думаю, что без этого всем нам трудно слушать современную музыку: это тот язык, на котором она должна говорить сегодня.

– А что в сегодняшней рок-музыке вам представляется интересным?

– Мне кажется, что вся рок-музыка была сочинена в ХХ веке, а сегодня просто эксплуатируются придуманные тогда ритмы, пульсации. Сейчас идет банальная коммерческая разработка отдельных приемов, и мне это не очень интересно. ХХ век был насыщен музыкальными событиями: сначала появился джаз, потом – Стравинский и Прокофьев, которые сломали все стандарты, затем Шенберг, Берг и Веберн, которые изменили взгляд на звук как таковой, на саму его природу. И, наконец, возникла рок-музыка – сначала примитивная, потом доросшая до сложнейших композиций «Махавишну-оркестра». Казалось бы, надо двигаться дальше, и тут все остановилось: во всех направлениях – полный штиль с конца 70-х.

– А в области электроники разве ничего не происходит нового?

– Да нет, просто меняются информационные технологии. Прошло уже 20 лет со времени появления «Призрака в опере» Эндрю Ллойда Уэббера! А мы, во всяком случае мое поколение, привыкли к темпу, к постоянным новшествам, идеям, а сейчас┘

– Может быть, «переели» новизны?

– Это невозможно! Просто рыночная система диктует свои законы, а творческий поиск, как известно, противоречит законам рынка. Здесь не может быть ничего сверхнового: здесь продается только то, что уже апробировано. Поэтому остановилась наука, остановилось искусство.

– Вы очень пессимистично настроены...

– Вообще-то везде написано, что человечество погибнет. Лишить человечество творчества, что, на мой взгляд, сейчас и происходит, – значит встать на путь, который ведет в никуда. И то, что здесь и сейчас произошло исполнение моего нового симфонического сочинения, – это одно из редких исключений, которое лишь подтверждает правило. Раньше же каждая симфоническая премьера становилась событием: Шостакович, Хачатурян, Щедрин, Эшпай. А что творилось на премьерах у Шнитке? Жизнь бурлила! Все обсуждали «Варшавскую осень». Так что эта премьера – последние всплески┘ Впрочем, может быть, это и первые шаги к чему-то более оптимистичному.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2160
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4905
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2691
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3094

Другие новости