0
1301
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2005 00:00:00

Территория вольности

Тэги: арт москва, выставка, цдх


арт москва, выставка, цдх На «Арт Москве» предпочитают свободу взгляда.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вечером в воскресенье в Центральном доме художника на Крымском Валу закрылась Девятая международная художественная ярмарка «Арт Москва». К семи вечера галереи-участники стали сворачиваться, снимая в первую очередь те работы, которые нашли себе новых владельцев. Судя по выражению лиц и по разговорам, кураторы были довольны. Художественные же итоги оказались не менее удачными, чем итоги коммерческие. Актуальные российские художники подтвердили мысль, высказанную организатором ярмарки Василием Бычковым: арт-рынок сегодня, быть может, последнее прибежище творческой свободы. Свободы – не свободы, во всяком случае – вольности. Могут убежища из подножных и подручных материалов собирать для детских и взрослых забав, могут – предложить «Рисунки по делу» с процесса в Мещанском суде (о проекте московского художника Павла Шевелева «НГ» уже рассказывала). Перефразируя великого проповедника Руссо, никто не в силах сделать несвободным того, кто рожден быть свободным. При желании даже обыкновенную корову из папье-маше, участницу грядущего этим летом в Москве «Парада коров», можно сделать узницей совести и правозащитницей.

«Парад коров» – один из некоммерческих проектов нынешней «Арт Москвы», расположился на импровизированной лужайке прямо на первом этаже. Любой желающий может принять участие, для чего следует предложить организаторам парада свой эскиз. Но это – в будущем, когда коровы выйдут на улицы Москвы, в ЦДХ коров расписывали мастера, знаменитости. Самая золотая, буквально разукрашенная золотой краской и замысловатым орнаментом получилась у актрисы и художницы Анастасии Немоляевой, самая политически ангажированная – у Леонида Тишкова.

Тишков превратил корову в ходящую прокламацию, на боках, брюхе, шее и даже вымени – строки из всеобщей декларации прав человека, в канонических положениях которой автор знаменитых серий стомаков, водолазов и даблоидов «человека» поменял на «корову». Отныне корова тоже имеет право на свободу слова и вероисповедания. Или – оборотная сторона художественной смелости – как и человек, ни этого, ни другого какого права не имеет.

Среди некоммерческих проектов ярмарки – «Комедия положений», разнообразные видеопроекты, собранные со всего мира куратором Катей Дёготь. Бродишь по прихотливо выстроенным лабиринтам, смотришь, как девочка учится кататься на коньках, а мультипликационный дядька без устали куда-то идет, руками размахивая, время от времени оборачивается и на какое-то мгновение кажется вдруг, что лицо его приобретает реальные и даже знакомые черты. Но он отворачивается и, не замедляя ход, движется дальше. Узнавание – одна из радостей любой ярмарки современного искусства.

Владика Мамышева-Монро можно было «узнать» сразу в нескольких экспозициях и проектах: в одной он в женском обличье «гримировался» для парадных, официальных портретов бывших членов и кандидатов в члены политбюро ЦК КПСС, Громыко, например, Зайкова, Шеварднадзе, в другом – среди других участников некоммерческого проекта Галереи Марата Гельмана «Питерские» – Мамышев-Монро примеривал на себя привычки и внешность Валентины Матвиенко, в третьей выгородке можно было полюбоваться «традиционными» его увлечениями: Мамышев-Монро – Чаплин, Мамышев-Монро – Монро... Кроме уже описанной тишковской коровы, работы Леонида Тишкова можно было увидеть и в специальном проекте «Крокин галереи», где Тишков присваивает Луну. Мучается с нею, вытаскивая из болота на своем горбу, любуется собственной своей Луной, размещенной на крыше дома. Это даже не Луна – месяц, так что при желании можно обнаружить в новом увлечении Тишкова исламские смысловые обертоны и игру с поп-символами нового столетия.

Художественная ярмарка – дело, конечно, еще и коммерческое. Кто-то – просто продает. Скажем, среди актуальных портретов, объектов и специально обработанных фотографий вдруг натыкаешься на самую что ни на есть «запрещенную классику» 60–70-х – работы Вейсберга, которые предлагали купить за 90 тысяч долларов каждую. Купили или нет – неизвестно. К тому, что продается не просто так, можно отнести «Рисунки по делу». Кураторы проекта галереи «Ковчег», представлявшей рисунки Павла Шевелева, утверждают, что экспозиция разошлась. По словам представителей галереи, контекст был важен, так что потенциальные покупатели интересовались сразу несколькими работами и едва ли не все «Рисунки по делу» после «Арт Москвы» окажутся в частных собраниях. Правда, в разных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
910
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1559
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1804
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1289

Другие новости