0
855
Газета Культура Интернет-версия

16.08.2005 00:00:00

Труппа в пути

Тэги: титель, режисср, театр, премьера


титель, режиссёр, театр, премьера После пожара Александру Тителю и его театру пока приходится вести кочевую жизнь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

-Александр Борисович, когда вы решались на два года странствования по чужим площадкам, насколько вы были готовы к такой жизни?

– Поскольку решение о начале реконструкции театра было хорошо обдуманным шагом, то два года назад мы были абсолютно к этому готовы. Мы все были в хорошем смысле слова злы, мы были азартны, потому что стремились к конкретному результату. Начиная реконструкцию, мы не гнались за каким-то особым техническим совершенством или тем более за богатой красотой, которую сейчас почему-то сильно полюбили в Москве. Для нас было важно наконец-то получить современно оснащенную сцену, удобные гримерки, создать нормальные условия для репетиций: ведь до сих пор мы фактически репетировали в фойе. Мы очень четко спланировали график нашей жизни: дважды съездили на гастроли в Америку, один раз в Южную Корею, побывали в восьми городах России. В Москве что-то нам давал играть Большой театр на своей Новой сцене, отдельные спектакли шли на сцене Российского молодежного театра. Театр Наталии Сац предоставил нам сцену, и мы сумели подготовить два спектакля к американским гастролям – «Тоску» и «Травиату». С сентября планировали начать подготовку к открытию сезона, и тут пожар – и мы снова остались без театра. Вот в этот момент, конечно, стало очень трудно. Понимаете – все уже занесли ногу, чтобы шагнуть на берег. А берег вдруг взял и куда-то отпрыгнул, далеко, в дымку неведомую. Перенастроить себя, стреножить свое ожидание очень трудно, особенно молодым артистам, которые уже мечтали об интересных дебютах. Пока плывем дальше. Вновь будем гастролировать: в сентябре театр поедет в Сочи и Краснодар, потом в Смоленск, в ноябре–декабре у нас состоятся гастроли на сцене Мариинского театра.

– Вы, наверное, никогда столько не гастролировали... Чему труппа научилась в данных предлагаемых обстоятельствах?

– В гастрольной жизни, безусловно, есть своя прелесть. Артисты любят ездить на гастроли. Это смена впечатлений, смена публики, тебя узнают новые люди, и ты иначе для них играешь, иначе себя преподносишь. Это очень важно, это необходимо. В начале пьесы «Лес» встречаются Счастливцев и Несчастливцев. Один из них идет из Керчи в Вологду, а другой – из Вологды в Керчь. И в этом великая правда актерской профессии: надо ездить. Для нас существование в таких условиях стало хорошей школой. Труппа приобрела очень ценное качество: готовность к моментальному освоению нового пространства. Кроме того, нам пришлось научиться «теоретическим репетициям». Когда на репетицию на сцене отводится полчаса, приходится проходить и обсуждать какие-то вещи непосредственно по дороге, прямо в автобусе. Это, конечно, учит собранности, развивает у актеров воображение, но такая форма жизни не может продолжаться долго, особенно в большой труппе музыкального театра. Еще одна опасность заключается в том, что мы работаем в очень рваном ритме, играем меньше, чем обычно. Мы вынуждены играть везде и не отказываемся ни от каких предложений. Во время американских гастролей нам однажды пришлось выступать даже в баскетбольном зале. Но поскольку в Америке существует культ этого вида спорта, то зал оказался технически очень хорошо оснащенным: прямо на игровой площадке монтировалась нормальная сцена с кулисами. Акустика мне, конечно, не понравилась, но спектакль в целом прошел очень хорошо.

– Среди спектаклей, которые появятся в репертуаре театра в новом сезоне, – «Травиата» и «Евгений Онегин». Вы делаете ставку на популярную классику?

– Конечно, театр не должен работать только на не искушенного в оперных названиях зрителя. И в нашем репертуаре есть «Таис» Массне и «Эрнани» Верди – оперы, которые не шли в Москве, хотя это и классика жанра. Но театр не может существовать и без «джентльменского набора» названий, без шлягеров, поэтому у нас идут «Тоска», «Пиковая дама», «Мадам Баттерфляй», «Кармен», сейчас появится «Травиата». А «Онегин» – это больше чем опера, это часть нашей культуры. С другой стороны, я бы хотел, чтобы мы вспомнили некоторые замечательные русские оперы, которые когда-то регулярно шли в театрах, а сегодня совершенно исчезли из репертуара. Это произведения Римского-Корсакова, Даргомыжского, Глинки. Мне кажется, что русская опера сегодня требует стратегического открытия. И современному театру с его колоссальными визуальными возможностями в режиссуре, сценографии, световых решениях вполне по силам это осуществить.

– В Мариинском и Большом театре существует практика приглашения западных постановочных команд. Таким образом осуществляется обмен опытом и овладение труппой новой стилистикой. Есть ли у вас такие потребности и насколько возможна такая практика в Театре Станиславского?

– Мне кажется, что в Большом театре не столько растят собственную труппу, сколько действуют по принципу кастинга, объявляя конкурс на каждый отдельный проект. А вот Мариинка действительно ведет себя как репертуарный театр, что мне гораздо ближе. Разумеется, артистам необходимы навыки работы с разными режиссерами и дирижерами. Мы такую практику завели давно. Борис Александрович Покровский ставил у нас «Таис» Массне, Алексей Бородин «Отелло» Верди. Франсуаза Террон и Филипп Годфруа из Франции поставили «Фауста». Регулярно ставит спектакли очередной режиссер Людмила Налётова. Что же касается переноса готовых спектаклей, то это имеет смысл лишь в том случае, когда перенос осуществляет режиссер, создавший спектакль. Любой ассистент режиссера, каким бы великолепным профессионалом он ни был, может перенести тело спектакля, но душу – никогда. Надеюсь, что в 2007 году удастся осуществить совместный российско-французский проект, в котором примут участие наш театр, Чеховский фестиваль и французская постановочная группа. Мы планируем поставить «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, и в этом спектакле дирижером-постановщиком должен выступить Марк Минковски, замечательный специалист по старинной французской музыке и одновременно знаток Дебюсси.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
427
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
469
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
285
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
188

Другие новости