0
741
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2007 00:00:00

В поисках идентичности

Тэги: кремль, выставка, история


кремль, выставка, история Троица Новозаветная. 17 век.

Икона неотделима от власти и по своей силе в чем-то даже приравнивается к оружию. По крайне мере, в 40-е годы XVII века, когда в Москве был расформирован Иконный приказ, Иконную палату приписали к Оружейной. Именно поэтому первый экспонат, который видишь на выставке «Иконописцы царя Михаила Романова», открытой в недавно отреставрированной Одностолпной палате кремлевского Патриаршего дворца, – это булатный шлем.

«Шапка ерихонская» принадлежала царю Михаилу Федоровичу и была выполнена Никитой Давыдовым в 1621 году. Чеканное изображение архангела Михаила на носовой стрелке несет на себе следы западноевропейского искусства (иностранцы в ту пору работали в Оружейной палате), а сам граненый купол шлема явно восточного происхождения. Иконы же восходят к поздневизантийской традиции, где московские мастера следом за новой династией искали свои корни. Эпоха смуты кончилась; концепции, объявляющей Москву Третьим Римом, должна была соответствовать определенная эстетика; ей и посвящена кремлевская экспозиция.

Не всякую выставку готовят 20 с лишним лет, тем более если в ней всего полсотни экспонатов. А выставку об изографах Михаила Романова собирали, наверное, еще больше. Если посчитать все годы, потраченные на реставрацию показанных икон (она началась еще в 1950-е), цифра поразит воображение даже бывалого музейщика.

Авторы большинства из них раньше были неизвестны, их удалось установить лишь сейчас. Для выставки отобрали только те работы, происхождение которых можно восстановить по документам – в книгах Патриарших приказов отмечен факт их заказа или оплаты либо сами иконы увязываются с жизнью царской семьи (например, мерные иконы, посвященные небесному покровителю новорожденного). Отправной точкой стало не только восшествие на престол первого царя из рода Романовых, но и пожар 1626 года, уничтоживший в Кремле множество икон и, следовательно, вызвавший необходимость в написании новых. Создавали их те, чьи имена лишь сегодня оказываются в центре внимания исследователей: Истома Савин и его сыновья Назарий и Никифор, Марк Матвеев, новгородский мастер Третьяк Гаврилов Кущников, а также самый известный, наверное, из представленных здесь – Яков Казанец.

Среди самых интересных – «Чудо архангела Михаила в Хонех» из собора во имя Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. 69 клейм с изображением ангельских деяний вполне могли бы стать шедеврами книжной миниатюры (которой одновременно занимались многие мастера-иконописцы), настолько подробно прописаны здесь все детали, призванные придать достоверность изображению. За основу были взяты миниатюры из рукописи XVI века.

Книги, например Евангелие 1628 года, также представлены в Одностолпной палате – как и покрова, и пелены, и воздух. Такая плотность шедевров на относительно небольшой выставке делает ее событием, которое поражает не внешними размерами, но внутренним масштабом происходящего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Присядем на дорожку. Столичные вокзалы, воспетые и еще не воспетые в стихах

Александр Васькин

0
558
Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Искусственный интеллект уже агитирует будущих избирателей КПРФ

Дарья Гармоненко

Коммунисты готовы продолжать судебную борьбу за политическую свободу нейросетей

0
632
Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Конфиденциальные данные компаний утекают через нейросети

Анастасия Башкатова

К "полулегальной" помощи искусственного интеллекта обращается даже госсектор

0
795
В грязной луже купаются голуби

В грязной луже купаются голуби

Евгений Лесин

Вышел посмертный звучащий поэтический сборник Елены Семеновой: тексты, которые она прочитала в последний раз

0
638