В преддверии открытия выставки «Соц.Арт» в Париже газеты пестрят громкими заголовками. «Культура. Цензура. Россия» – три слова в различных комбинациях. Французов откровенно потрясла ситуация с запретом на вывоз – по подсчетам газеты «Либерасьон» – целых 19 будущих экспонатов. Арт-дуэт «Синие носы» за две недели стал чуть ли не олицетворением, а их «Эра милосердия» – символом свободы искусства. Французские издания, следуя своей давней традиции, всячески сгущают краски, вспоминают Вторую Московскую биеннале, работу Викентия Нилина и ее «скоропостижное» изгнание с выставки, вспоминают смелую журналистку из «Афиши» – лишь она отважилась написать хоть что-то. Активно цитируют знаменитые уже слова Александра Соколова о стыде и порнографии.
Если не считать всех околополитических событий дело действительно осложняется тем, что первоначальный список участвующих экспонатов был оговорен задолго до происшедших скандальных событий. Французская сторона в лице главного организатора выставки, Антуана де Гальбера, не скрывает своего недоумения по поводу происходящего. Его заинтересовал именно «необрезанный» вариант выставки, который был показан на той самой биеннале. «Для нас, – говорит он, – свободное самовыражение русских современных художников как добрый знак, признак того, что Россия открывается навстречу миру. А неожиданная цензура произвела совершенно противоположный эффект».
В галерее «Мезон руж» между тем идут подготовительные работы. Как и было запланировано, открытие экспозиции «Соц.Арт. Политическое искусство России с 1972 года и до наших дней» состоится 21 октября в воскресенье. В просторных помещениях возвышаются почти завершенные инсталляции. На трех языках - русском, французском и английском – ведутся жаркие споры, как лучше выстроить свет, куда, что и на каком расстоянии повесить, в какой угол поставить. Несмотря на то что до начала выставки время еще есть, многое уже готово. В среду галерея закрылась, полностью отгородившись от внешнего мира до субботы. Гости ожидаются со всех уголков планеты. Общую концепцию будущей экспозиции строго выверяет руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев. На вопрос, насколько все-таки пришлось урезать первоначальный вариант выставки, он прямо не отвечает. Лишь отмечает, что и «Синие носы», и группа «ПГ» приедут сами и привезут кое-что в личном багаже, чтобы компенсировать хотя бы отчасти. Кроме того, Илья Кабаков представляет замечательные работы. И в целом третьяковкую коллекцию выгодно дополняют немецкие и французские экспонаты из Музея Людвига (Германия) и галереи Валуа (Франция). Ерофеев старается абстрагироваться от неприятных скандалов прошлой недели и говорит, что нет смысла выносить такие вещи на суд европейской общественности. Он, этот европейский зритель, повидал многое и ко многому готов. Шумиха шумихой, а европеец, скорее всего, лишь пожмет плечами и скажет: «Пусть они в России сами с собой разберутся сначала». Поэтому комиссар выставки, как его здесь называют, подчеркивает, что акцент делается прежде всего на качестве российского политического искусства, а все остальное – дела посторонние. В Париже выставке пророчат грандиозный успех.
Париж