0
1032
Газета Культура Интернет-версия

27.11.2007 00:00:00

Мужская работа

Тэги: тодоровский, ярмольник, кино, тиски


тодоровский, ярмольник, кино, тиски Какие могут быть подтексты в этой расчерченной на черное и белое морали?
Фото с официального сайта фильма

Вышел в прокат новый фильм Валерия Тодоровского «Тиски». На него сразу обрушились и суровая критика, и неумеренные восторги.

Пиарить «Тиски» начали за полгода до выхода в прокат, когда из российской программы Московского кинофестиваля продюсеры изъяли фильм, заявив, что такой договоренности, мол, не было – в третьеразрядную фестивальную программу картину запихивать. Об этом локальном ЧП поведали все новостные ленты, хотя сам факт такого внимания вряд ли заслуживал. На прошлой неделе благодаря стараниям продюсера «Тисков» Леонида Ярмольника и Дмитрия Быкова фильм стал предметом обсуждения на НТВ, в программе «К барьеру!» Быков доказывал, что художник не имеет права завязывать отношения с государством во время творческого процесса (создатели «Тисков» работали в сотрудничестве с Роснаркоконтролем), а Ярмольник недоумевал: почему бы и нет, если оба на благое дело работают?

Вообще-то когда государство начинает вмешиваться в творческий процесс – это и правда беда. Особенно наше родное государство – в творческий процесс наших родных художников. Создается привычная штатная ситуация «Кто девушку платит, то ее и танцует». И тогда армия, например, волшебным образом становится собранием благородных девиц, спецназ – сборищем филантропов, милиция – сходкой Спиноз. «Прорыв», «Спецназ», «Мужская работа» – только успевай утирать слезы умиления.

Создатели «Тисков» тоже обратились за помощью к государственным структурам. Новый фильм Валерия Тодоровского – о провинциальном парнишке, клубном диджее, умудрившемся вляпаться по самые уши в наркобизнес, потащив за собой друзей, потеряв любимую и на всю жизнь оставшись с неотмытой совестью, грузом ненужных людей и нерешенных проблем. Несложная мораль «Коготок увяз – всей птичке пропасть» здесь видна и понятна с первых кадров.

Герой фильма Денис (Максим Матвеев) по глупости берет для продажи пакетик наркотиков. Здравый смысл слишком запоздало предлагает ему выкинуть наркотики в канализацию, и вот парень с друзьями на крючке у местного наркобарона – исчадия ада на земле Вернера (Федор Бондарчук). От отчаяния Денис соглашается работать заодно на давнего вернеровского врага – майора милиции Дудайтиса (Алексей Серебряков), бывшего наркомана, который к герою Бондарчука по этому поводу испытывает сильнейшую личную неприязнь. «Соскочить» не удается, и даже смерть Вернера вяжет Дениса крепче, чем живой злодей.

Фильмов о наркоманах в российском кино практически не было. Разве что давняя, советская еще, «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем в главной роли. Любой фильм на тему наркотиков рискует оказаться либо спекулятивным, либо назидательным. Щекотливая, скользкая, больная тема. Но и выигрышная – на каком еще материале так удобно и несложно показать трясину, что затянет каждого, кто попробует ступить в нее хоть кончиком ботинка? Да и в подтекстах не запутаешься – все яснее ясного, какие могут быть подтексты в этой расчерченной на черное и белое морали? И Тодоровский идет простым путем: он строго делит героев на хороших, так себе и скверных, не забыв к каждому добавить по капельке от «соседа». Вернер в очень качественном исполнении Федора Бондарчука – хоть злодей, но ничто человеческое ему и т.д. Дудайтис неожиданно для харизматичного Серебрякова – честный мент, но сподличать может за милую душу, если для дела надо, да и личное с общественным у него сильно перемешано. Главный герой – красавчик Денис – как и полагается, запутавшийся и слабый, запятнавший себя убийством, однако изначально порядочный, что дает ему в фильме право на жизнь – пусть и изломанную, покореженную. Мораль и назидание здесь бьют прицельно, но щадяще.

Возможно (даже наверняка), авторы не очень знакомы с изнанкой жизни провинциальной молодежи и тем более – мафии. Вероятно, в жизни все выглядит не так, и скорее всего любой уважающий себя мафиози через несколько часов закатал бы Дениса и его дружков в местный некачественный асфальт. Однако автор этих строк знаком с описанной стороной жизни еще хуже, поэтому ручаться не будет. Сказать хотелось бы о другом, более, как нам кажется, существенном.

Да, наверняка страшные проблемы, которые затронули «Тиски», в жизни куда страшнее, непригляднее и смертельнее. Да, возможно, киношный мафиози способен вызвать больше добрых слов и сочувствия, нежели реальный. Особенно такой умный и образованный мафиози в таком милом и умном исполнении Бондарчука. Но Тодоровскому, несмотря на сложность и щекотливость проблемы, все же удалось не поскользнуться на ней. «Тиски» не получились сродни плакату на стене наркологического диспансера, призывающему не поддаваться героиновым грезам. Вышло добротное кино о дорогах, которые мы выбираем, и о дорогах, которые нельзя выбирать ни под каким видом. Кино не без недочетов, но без расшаркиваний перед молодым поколением и без умиления собственной озабоченностью судьбами страны. И господдержка, получается, мешает лишь плохому танцору.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1184
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
629
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
639
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
573