0
1625
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2008 00:00:00

Простые человеческие чувства

Тэги: третьяковская галерея, выставка


третьяковская галерея, выставка Перемиловский рай Владимира Любарова.

Это своеобразная ретроспектива за пятнадцать лет – с тех пор, как известный график, иллюстрировавший Гоголя и Стругацких, Вольтера, Шолом-Алейхема и много кого еще, некогда главный художник «Химии и жизни», а затем художник и один из учредителей первого частного издательства «Текст», уехал в далекое Перемилово Владимирской области. И началась совсем другая история – живописная. В ГТГ показывают серии «Деревня Перемилово» и «Город Щипок», «Наводнение», «ФизкультПривет» и «Еврейское счастье»┘ Отдельный зал – для графики, которая была на западных выставках, а в России почти не экспонировалась.

– Владимир Семенович, интересно, как чувствует себя художник, выставка которого проходит в Третьяковской галерее?

– Честно говоря, художнику страшновато. Но что поделать: надо в Третьяковке и нас, современных художников, выставлять. Приходится великим чуть-чуть потерпеть наше соседство.

– Перемилово, как и вообще живопись, для вас открылось за московскими горизонтами. Почему – не любите Москву? Или именно в тот момент нужен был воздух за сотни километров от большого города?

– Знаете, пятнадцать лет назад уехав в деревню, я не думал ни о какой живописи┘ Просто стало тяжело в Москве. Дышать у вас тут нечем. Да и психологически в деревне чувствуешь себя по-другому. Чтобы целиком отдаться работе, надо не слышать телефон (правда, недавно в Перемилове стал принимать мобильный, и он теперь все равно звонит), никуда не бежать, не суетиться. Нужна полная внутренняя свобода, которую я искал в городе, а нашел в деревне.

– А почему получилось так, что Москва – графика, а Перемилово – живопись?

– В деревне у меня появились новые герои. Ведь в городе – каменные дома и асфальт, человек в этой среде тоже как бы «графичен». И движется он по городу маленькими перебежками – в метро или к машине, из дома – в магазин, он все время в толпе, но людей не видит. А в деревне – хоть и горизонт во всю ширь, но ты выходишь утром из дома и видишь конкретного человека – соседа. Вы здороваетесь и беседуете, ни он, ни ты никуда не торопитесь. И тебе удается его рассмотреть, «повертеть», «покрутить» в воображении, пофантазировать на его счет. Тем более что деревенский человек может легко тебя, человека городского, чем-нибудь поразить. Какими-нибудь рассуждениями или мыслью, которые вроде бы и просты, но вдруг – бац! – и открывают перед тобой чуть ли не всю вселенную┘ Вообще до Перемилова я людей, что называется, «из народа» совсем не знал. Вертелся в городских компаниях – шестидесятников, семидесятников, восьмидесятников, выпивали, спорили, рассуждали о смысле жизни, стремились все поменять. Деревенские люди тоже выпивают и рассуждают о смысле жизни, но как-то иначе. Они-то как раз ничего поменять не стремятся. Живут очень простыми и естественными интересами и принимают жизнь такой, какая она есть.

– И это оздоровительно действует на городского человека?

– На меня – да. Мне было чему у них поучиться, потому что по натуре я – человек нервный и довольно дерганый. Городской неврастеник. А в Перемилове как-то успокоился, настроился на философский лад своих соседей, научился вместе с ними сидеть на завалинке, говорить ни о чем и глазеть на звезды... Думаю, если бы я остался в Москве, то «романа» с живописью у меня бы скорее всего не случилось. Наверное, я бы по-прежнему организовывал издательства, что, кстати, у меня тоже неплохо получалось, учитывая, что на Франкфуртской книжной ярмарке прошла моя персональная выставка – чего, по-моему, еще никто из наших художников не удостаивался┘

Но все-таки я очень рад, что сложилось так, а не иначе. Постепенно я стал получать от живописи колоссальное удовольствие. И сейчас она доставляет мне, наверное, самое большое удовольствие из всех, которые могут быть у человека в жизни.

– Иными словами, Перемилово освободило часть вас от самого себя?

– Можно сказать и так. Но часть небольшую, к сожалению. Есть еще чего освобождать. Вот Людмила Улицкая называет писательство терапевтическим занятием. И для меня живопись такой транквилизатор (просто слово противное!). Ну, пусть будет терапия души. Я сам не свой, беспокоюсь, нервничаю, брюзжу, когда не рисую. Но стоит мне натянуть холст и взять в руки кисточку, я делаюсь спокоен и счастлив. Как говорят йоги, в этот миг я становлюсь равным самому себе.

– Иногда кажется, что вам и вашим героям было бы комфортно жить в нидерландской части изобразительной вселенной и по нидерландскому календарю. С Брейгеля Старшего (а то и раньше) – и к Яну Стену, Остаде┘ с их коньками, свадьбами, пирушками┘

– Ну, наверное, какая-то родственная связь с «малыми голландцами» у меня существует. Недаром же помимо Перемилова я еще люблю страну под названием «Нидерланды». Вот и в этом году нашел время слетать на недельку в Амстердам. Наверное, у каждого из нас на географической карте мира есть такие места, где ему особенно комфортно и где раскрываются его лучшие стороны. Как ни странно, для меня это – Перемилово и Амстердам, хотя на первый взгляд нет ничего более противоположного друг другу. Но я и там, и там чувствую себя одинаково комфортно.

– Герои ваших работ, будь то деревня Перемилово или еврейское местечко, – все они немножко родственники. Почему?

– У Шолом-Алейхема его Тевье Молочник спрашивал, почему мир разделили на евреев и неевреев? Действительно, в мире, разделенном на разные национальности, не всегда бывает удобно жить. Особенно, когда одна национальность начинает доказывать, что она «круче» другой. Вероятно, мои картинки показывают, что все люди – братья. Такая простая мысль исподволь, помимо моей воли, проступает на лицах моих героев. И мне нечего на это возразить.

– Как у вас получается пройти путь от какой-то часто неприглядной грязи к уютной обыденности и оттуда к ощущению сказки? Нужно обладать изрядной долей гуманизма.

– Гуманизма? Я бы сказал – юмора┘ Но, если честно, в мою эстетику не вписываются квартиры с евроремонтом, мое воображение занимают кривые, обшарпанные стены. Именно они кажутся мне красивыми – не из-за того, что кривые, а потому, что у них затейливая фактура и в них скрыта какая-то своя, сложная «внутренняя жизнь». В мою эстетику не вписывается также интерьер шикарного ресторана и роскошный натюрморт на столе. Газетка, расстеленная на траве, на газетке – баночка кильки в томате, бутылка портвейна, не слишком хорошего и совсем недорогого, граненый стакан – такой натюрморт мне как-то роднее.

– Лубок, Пиросмани, отчасти Шагал, но там, правда, несколько другое с его театром и мистикой┘ Это ваш ряд героев?

– Мне иногда кажется, что все – мое. И театр, и даже мистика, хотя по натуре я скорее скептик. Что не мешает многим зрителям видеть в моих работах какие-то мистические смыслы – не знаю, мне-то кажется, что там все предельно ясно. Они могут быть фантасмагоричными, но это совсем другое. Вот, например, в еврейской серии у меня есть картина с играющими в домино. После того как я их нарисовал, над ними будто сама по себе возникла летящая рыба. С одной стороны, «рыба» – это конечная фигура в домино. С другой многозначный символ в иудейской традиции┘ Но меня все время спрашивают, почему она там летает? Не знаю. В любом случае я не высосал этот образ из пальца, не сидел и не думал, чего бы такого мистического мне еще здесь пририсовать?.. В процессе создания картина как бы сама подсказала мне недостающую деталь. Я поймал ее подсказку – но не рассудком, а интуицией. И с этой рыбой картина ожила┘

– Что скажете про современное искусство?

– По возможности я слежу за актуальным искусством. В каком-то смысле оно на меня повлияло. Там есть свобода, незашоренность и раскрепощенность, к которым я тоже стремлюсь в своей работе. Другое дело, что свобода сама по себе – это фантом, пустой звук, стеб. Для меня всегда были важны простые человеческие чувства. В искусстве. Ну и в жизни – тоже┘

– Ваши персонажи плавают в пруду, катаются на коньках... А сами вы как отдыхаете?

– Должен сказать, что в обычном человеческом смысле уже давно не отдыхаю. Поехать на курорт, полежать на солнышке, сходить в ресторан – мне скучно. Люблю грибы собирать, но до леса идти далеко, а я ленивый. Могу в огороде покопаться – но исключительно по доброй воле, а не когда надо засадить поле картошкой, чтобы не умереть в голодный день. Люблю какое-нибудь блюдо приготовить, но этого тоже не делаю, потому что времени жалко... В общем, получается, что единственный мой отдых – это рисование картинок. И работа, и отдых. По-моему, я неплохо устроился.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
365
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
373
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
319
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
403

Другие новости