0
1406
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2009 00:00:00

Из серии забытых историй

Тэги: выставка, третьяковская галерея


выставка, третьяковская галерея Анатолий Шугрин. Семья. 50–60-е годы.
Фото предоставлено организаторами выставки

В России, как известно, надо жить долго. Анатолий Шугрин (1906–1987) прожил длинную жизнь, но своей персональной выставки так и не дождался. В 1982-м его ретроспективу устроили в Вашингтоне (ее организовал друг Шугрина, эмигрировавший в Штаты врач-психотерапевт, коллекционер Владимир Сирота), а в Москве открыли только теперь. Сейчас Третьяковка показывает около 80 его работ (графику, живопись и скульптуру) из частных собраний Москвы и Петербурга.

Наверное, вместо истории «забытой» вернее было бы сказать об истории «неизвестной» – или почти неизвестной, поскольку в столичных, московских и петербургских музеях работ Анатолия Шугрина нет. Есть они в музейных собраниях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, есть в российских и зарубежных (французских, американских┘) частных коллекциях. Поначалу имя Шугрина привлекает внимание в связи с его учителем по Московскому государственному техникуму изобразительного искусства памяти восстания 1905 года – Михаилом Соколовым. Тот работал над своими нежными и одновременно экспрессивными портретами, натюрмортами, лирическими пейзажами, часто объединяя их в циклы («Цирк», «Прекрасные дамы», «Уходящая Москва»┘). Семь лет провел в сталинских лагерях, где создавал миниатюрные работы из того, что было под рукой, – глина, зубной порошок, зола...

То, что делал Шугрин, как и в случае Соколова, развивалось параллельно – не в смысле рядом, а в смысле без пересечений – большим и громким событиям художественной жизни СССР. Правда, он состоял в горкоме живописи, позднее вступил в МОСХ (что обеспечивало некоторые заказы), участвовал в 1933-м в коллективной выставке «Художники РСФСР за 15 лет»; а в войну, во время службы в армии, изображал Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова┘ Писал он, было такое, даже портрет вождя. На выставке в ГТГ никаких свидетельств о тех работах нет, а жаль – вот бы сравнить их с, кажется, не предполагающими ничего «такого» представленными вещами. Негласный кодекс чести художников, начиная с авангардистов 1910–1920-х годов и потом, когда в 32-м все литературные и художественные группировки свернули, очистив дорогу единой идеологии будущим худсоюзам, предполагал любовь к европейскому модернизму. В искусстве Анатолия Шугрина несколько проблематично говорить об эволюции – художник не проставлял годы на своих работах (и, кстати, не давал названий), и многие датировки остаются плавающими: 30–40-е, 60–70-е┘ Удобнее – и выставка этому вполне способствует – сравнить его творчество с палитрой.

Между прочим, Шугрин был смелым колористом, не боявшимся сочетаний ярких – оранжевого с зеленым, сиренево-розового с синим – цветов. Так вот, на этой палитре и проба пера на тему шагаловских зеленых/розовых/голубых любовников – «Голубые влюбленные» 40–50-х. И вглядывание в портреты Модильяни: мужчина в красной феске да и многие другие персонажи смотрят в упор – глазами без зрачков – с какой-то особой застылой мимикой. Тут кубистическая скульптура «Пикассо» – и это в 60-х годах, после выставки Пикассо 1956-го, когда правительство всячески мастера зазывало приехать (на что он, надо сказать, не поддался), а затем с энтузиазмом осуждало его «формалистические» работы. Там матиссовский колорит «Городского пейзажа», где «борются» раскаленная солнцем земля, оранжевая и сине-голубая в тени. Супрематические и кубистические коллажи, вполне традиционный скульптурный женский портрет из дерева и вдруг – экспрессивное, изломанное «Распятие» (тоже деревянное)┘

Сюжеты Шугрина в графике и в живописи – натюрморты, пейзажи, но больше всего портретов. Они ироничны, часто почти гротескны, как, например, «Три грации» в косынках, а кто-то даже и на шпильках, выгуливающие собаку. Такие образы появляются в 40-х, но большей частью потом, в 50–70-х годах – кто знает, возможно, как «противоядие» созданным изображениям полководцев и портрету Сталина. Однако это «потом» было практически в стол: помня подвергшегося репрессиям учителя Михаила Соколова, Шугрин опасался выставляться. А еще он преподавал в Художественной школе № 1, той самой, что с 1956-го занимает часть знаменитой бывшей гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, откуда когда-то вышли Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин... Такая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости