0
1372
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2009 00:00:00

Из серии забытых историй

Тэги: выставка, третьяковская галерея


выставка, третьяковская галерея Анатолий Шугрин. Семья. 50–60-е годы.
Фото предоставлено организаторами выставки

В России, как известно, надо жить долго. Анатолий Шугрин (1906–1987) прожил длинную жизнь, но своей персональной выставки так и не дождался. В 1982-м его ретроспективу устроили в Вашингтоне (ее организовал друг Шугрина, эмигрировавший в Штаты врач-психотерапевт, коллекционер Владимир Сирота), а в Москве открыли только теперь. Сейчас Третьяковка показывает около 80 его работ (графику, живопись и скульптуру) из частных собраний Москвы и Петербурга.

Наверное, вместо истории «забытой» вернее было бы сказать об истории «неизвестной» – или почти неизвестной, поскольку в столичных, московских и петербургских музеях работ Анатолия Шугрина нет. Есть они в музейных собраниях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, есть в российских и зарубежных (французских, американских┘) частных коллекциях. Поначалу имя Шугрина привлекает внимание в связи с его учителем по Московскому государственному техникуму изобразительного искусства памяти восстания 1905 года – Михаилом Соколовым. Тот работал над своими нежными и одновременно экспрессивными портретами, натюрмортами, лирическими пейзажами, часто объединяя их в циклы («Цирк», «Прекрасные дамы», «Уходящая Москва»┘). Семь лет провел в сталинских лагерях, где создавал миниатюрные работы из того, что было под рукой, – глина, зубной порошок, зола...

То, что делал Шугрин, как и в случае Соколова, развивалось параллельно – не в смысле рядом, а в смысле без пересечений – большим и громким событиям художественной жизни СССР. Правда, он состоял в горкоме живописи, позднее вступил в МОСХ (что обеспечивало некоторые заказы), участвовал в 1933-м в коллективной выставке «Художники РСФСР за 15 лет»; а в войну, во время службы в армии, изображал Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова┘ Писал он, было такое, даже портрет вождя. На выставке в ГТГ никаких свидетельств о тех работах нет, а жаль – вот бы сравнить их с, кажется, не предполагающими ничего «такого» представленными вещами. Негласный кодекс чести художников, начиная с авангардистов 1910–1920-х годов и потом, когда в 32-м все литературные и художественные группировки свернули, очистив дорогу единой идеологии будущим худсоюзам, предполагал любовь к европейскому модернизму. В искусстве Анатолия Шугрина несколько проблематично говорить об эволюции – художник не проставлял годы на своих работах (и, кстати, не давал названий), и многие датировки остаются плавающими: 30–40-е, 60–70-е┘ Удобнее – и выставка этому вполне способствует – сравнить его творчество с палитрой.

Между прочим, Шугрин был смелым колористом, не боявшимся сочетаний ярких – оранжевого с зеленым, сиренево-розового с синим – цветов. Так вот, на этой палитре и проба пера на тему шагаловских зеленых/розовых/голубых любовников – «Голубые влюбленные» 40–50-х. И вглядывание в портреты Модильяни: мужчина в красной феске да и многие другие персонажи смотрят в упор – глазами без зрачков – с какой-то особой застылой мимикой. Тут кубистическая скульптура «Пикассо» – и это в 60-х годах, после выставки Пикассо 1956-го, когда правительство всячески мастера зазывало приехать (на что он, надо сказать, не поддался), а затем с энтузиазмом осуждало его «формалистические» работы. Там матиссовский колорит «Городского пейзажа», где «борются» раскаленная солнцем земля, оранжевая и сине-голубая в тени. Супрематические и кубистические коллажи, вполне традиционный скульптурный женский портрет из дерева и вдруг – экспрессивное, изломанное «Распятие» (тоже деревянное)┘

Сюжеты Шугрина в графике и в живописи – натюрморты, пейзажи, но больше всего портретов. Они ироничны, часто почти гротескны, как, например, «Три грации» в косынках, а кто-то даже и на шпильках, выгуливающие собаку. Такие образы появляются в 40-х, но большей частью потом, в 50–70-х годах – кто знает, возможно, как «противоядие» созданным изображениям полководцев и портрету Сталина. Однако это «потом» было практически в стол: помня подвергшегося репрессиям учителя Михаила Соколова, Шугрин опасался выставляться. А еще он преподавал в Художественной школе № 1, той самой, что с 1956-го занимает часть знаменитой бывшей гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, откуда когда-то вышли Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин... Такая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
403
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1050
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1238
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1912

Другие новости