0
1302
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2009 00:00:00

Подпевать лучше хором

Тэги: театр, маяковский, премьера, гоголь


театр, маяковский, премьера, гоголь Игорь Костолевский и Михаил Филиппов в спектакле «Как поссорились...».
Фото с официального сайта Театра им. Маяковского

В Академическом театре имени Вл.Маяковского сыграли премьеру «Как поссорились...». В процессе репетиций худрук и режиссер спектакля Сергей Арцибашев понял, что вместо одной премьеры получается сразу две – очень разными, по его мнению, получались спектакли, в одном из которых главные роли играли Александр Лазарев и Игорь Кашинцев (а также Рамзес Джабраилов, Светлана Немоляева), в другом – Игорь Костолевский и Михаил Филиппов (а также Геннадий Чулков, Галина Анисимова). Желающих обнаружить эти различия в итоге оказалось немало.

Арцибашева нельзя заподозрить в конъюнктурном интересе – Гоголя он полюбил задолго до нынешнего юбилея. Тем не менее он не смог пройти мимо гоголевского юбилея и к 1 апреля подготовил премьеру по пьесе своего товарища – драматурга Владимира Малягина по «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» из миргородского цикла.

Наверное, надо сразу сказать: отличий – в части истолкования – в получившихся вместо одного сразу двух спектаклях немного. Среди более или менее существенных: Иван Иванович в исполнении Александра Лазарева мгновенно откликнулся на приглашение своей ключницы и свояченицы Гапки и повалился на нее, уже лежавшую на диване, тот же герой в исполнении Игоря Костолевского, несмотря на не менее горячее приглашение, лишь присел рядом. Но разница есть.

И Малягин, которого называют православным драматургом, и Арцибашев к слову Гоголя относятся уважительно, потому ни о каких радикальных внедрениях в текст или в сюжет говорить в данном случае не приходится (ну и хорошо). Арцибашев не стал ставить эту повесть как историю, например, о нынешних отношениях Украины и России (и ладно). Тем не менее театральная история начинается там, где у Гоголя – уже вторая глава. На сцену Иван Иванович выходит сразу с вопросом: «Чего у меня нет?» Это не означает, что вся первая гоголевская главка для спектакля потеряна. Нет. Даже самые первые предложения – восклицания и восторги по поводу прекраснейшей бекеши Ивана Ивановича и его же смушки, про яблони его и груши, – все вложены в уста Гапки, утешающей хозяина, который всматривается вдаль и до поры до времени не может понять, чего у него нет. Не потерялись и отличия в одежде, отмеченные Гоголем, и внешние отличия – «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину».

Конечно, потери есть, не без того. У Гоголя: «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх». Но такое показать или сыграть почти невозможно. Но, скажем, показать разницу в разговоре, в характерах можно было – что Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить приятно, а Иван Никифорович «больше молчит, но зато если влепит словцо, то отбреет лучше всякой бритвы». У Лазарева и Кашинцева эти отличия более или менее заметить можно. А у Костолевского и Филиппова – скорее менее, чем более.

Вероятнее всего сказывается поспешность, с которой непременно надо было успеть к юбилейной дате, а двух спектаклей за такой короткий срок не сделаешь. Отсюда – некоторая схематичность пока что обеих версий, не исключающая отдельных актерских удач и отдельных сцен, пока так и не складывающихся в целое. Одно из лучших – явление в первом спектакле гостьи Ивана Никифоровича, которая расстраивает наметившееся было примирение, в исполнении Светланы Немоляевой. Почти цирковой номер, в котором ужимки и прыжки (настоящие прыжки!) этой миргородской фурии вызывают живую реакцию публики. Так же, например, неожиданно трогательна реакция Ивана Никифоровича (Михаил Филиппов), когда тот на балу вдруг вспоминает и недоумевает: как же так, его волы всегда паслись у меня... Но – возврата к былому уж нет. Увы-увы, все отдельные удачи то и дело «накрывают» долгие украинские песни, конечно, уместные, но не когда они идут по три штуки подряд, превращая спектакль в концерт хорового пения. Поют у Арцибашева хорошо, но от театра по-прежнему ждешь не только песен.

Какие-то моменты так и остаются непонятными. В самом начале спектакля в зал вбегает нищий, с которым Иван Иванович проводит известный по повести диалог про то, чего больше нищему хочется, мяса или хлебушка. У Гоголя вся эта история происходит с нищенкой подле церкви в воскресный день, где Иван Иванович по привычке обходит всех нищих с разговорами. В спектакле нищий сам приходит к дворянину и обращается лично к нему. И тот ему отказывает. Другая история. Или, скажем, Гапка (Любовь Руденко и Валентина Светлова) в обеих версиях педалирует украинский говор. Она одна. Получается, все русские, она одна – украинка?.. Городничий Миргорода в исполнении Геннадия Чулкова внешне похож на Суворова. Очень смешно, тем более он гордо говорит о себе – я солдат, служивший при Суворове. Но в театре такие находки нельзя бросать на полпути, что-то еще непременно должно было случиться с таким замечательным внешним сходством. Каждую из таких находок жаль именно в силу недоиспользованности.

У Гоголя, все помнят, повесть кончается словами о том, что скучно на этом свете, господа. У Арцибашева сверху сыплет театральный снег и новый городничий обещает, что скука пройдет. Тут, как говорится, вашими бы устами да мед пить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
630
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2284
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2806
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2307

Другие новости