0
1507
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2010 00:00:00

Шнур-диагностика

Тэги: шнур, галерея, выставка, живопись


шнур, галерея, выставка, живопись Узнаваемая трешевая стилистика Сергея Шнурова.
Фото предоставлено галереей Файн Арт

Галерея Файн Арт показывает «Эксклюзив Брендреализма» – восемь картин, доходчиво повествующих о том, что реалии сегодняшней жизни заключены в рамки брендов. Идея брендреализма возникла в 2005-м, а в 2007-м в петербургской галерее «А-Я» состоялась выставка. Московский дебют бывшего «ленинградца», сегодняшнего «Рубля», в 2008-м вышедшего на сцену Мариинского театра в опере «Бенвенуто Челлини», выступающего теперь в роли художника Шнура на нынешней арт-сцене, оригинальностью не отличается. Но вполне вписывается в то, что на ней происходит, а главное – в его собственную художественную биографию.

Досталось всем. От обывателей, любящих, чтоб в кармане – Marlboro, а на кухне – Bosch, до тех, кто сидит на верхушке иерархической лестницы. Распятие на сентиментально-цветочном фоне ситцевой занавесочки – про великорусскую духовность и религиозность, которую уж и сверху насаждают. На парадной открытке из Петербурга – Биржа Тома де Томона, окруженная нефтяной Невой и ростральными колоннами, изрыгающими газовое пламя – то будет по части экономических государственных брендов. Матиссова «Музыка» из Эрмитажа – и горе тому, кто признается, что не ценит классика. А самая ранняя из попавших сюда работ – запечатленный в 1998 году в красках «Акт» любовного соития, теперь, помещенный под вывеской «Брендреализма», откликается на распространенный дешевый подкуп зрителя и одновременно пародийно передразнивает модный жанр художественных акций, этому самому акту однокоренных. При этом действо стыдливо «прячется» за шторкой – американским флагом, перешитым для России с соответствующим набором полосок и снежинками вместо штатовских звезд. Почти плакатная эстетика легко распознаваемых смысловых меток мгновенно считывается, критический запал усваивается. Диагностика проведена – диагноз поставлен.

Когда-то московские власти не пускали Шнурова-музыканта на порог, теперь у нас есть даже его выставка, хоть и в небольшой галерее. Однако кажется, что сам по себе интерес к фигуре Шнура превышает ценность «Брендреализма». Слишком много об этом в изо уже сказано.

Игры с брендами очень востребованы, даже вне зависимости от того, что называть брендом – тренды fashion-индустрии или художественные традиции вроде русского авангарда, возведенного на пьедестал и ставшего брендом в культуре. Просто разная аудитория предпочитает разное. Красноречивый образец первого случая – прошлогодняя экспозиция «Dead Brand», показанная Петром Аксеновым в Московском музее современного искусства. Та шла по части светской жизни и гламура. Иллюстрация к истории с авангардом – рожденные contemporary art’ом многочисленные «дети лейтенанта Шмидта» – «черные квадраты», супрематические клинья и прочая. Есть, скажем, у Георгия Пузенкова перенесенная в дигитальную эпоху «икона» Малевича, называющаяся теперь «Большой черный пиксель» (2001). Еще раньше появилась работа Александра Косолапова «Малевич-Мальборо» (1997), где в квадрат холста въехал бодрый ковбой, подписанный привычным сигаретным шрифтом – «Малевич». Имеются у нас конструктивистские и супрематические «Грибы русского авангарда» от Елены Елагиной и Игоря Макаревича и имеется «Семейный обед» Романа Сакина, разложившего по тарелкам супрематическую гастрономию┘

Правда, недавний выставочный показ в Гараже «Русских утопий» продемонстрировал, что, если эксплуатировать только «Черный квадрат» да татлинскую башню III Интернационала, далеко не уйдешь – соскучишься. Существует третий путь, возможно, более перспективный – по нему в свое время шел концептуализм и, в частности, соц-арт. Тогда за бренд принимался любой фрагмент исторической реальности и остроумно перепевался. По-своему в альбомах и инсталляциях Ильи Кабакова, по-своему в работах Комара с Меламидом и по-своему, например, в фотоколлажах Бориса Михайлова.

У Шнурова вроде все есть – и лейблы, и историческая реальность, и непременно свой «Черный квадрат». Его картина «Сони» – одновременно цитата из Малевича и «ящик» Sony. Все это, кстати сказать, продается – картины можно купить. Но сюжеты не новы, и никаких свежих поворотов эти работы не предложили. Наверное, стоило привезти их раньше. Сейчас же логичнее смотреть на это не столько в художественном контексте, сколько как на продукт Сергея Шнурова. Во вполне узнаваемой чуть трешевой стилистике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости