0
1181
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2010 00:00:00

Нагнетание пейзажа

Тэги: третьяковка, выставка, пейзаж, левитан


третьяковка, выставка, пейзаж, левитан На антресоли стоит заглянуть.
Фото автора

В Третьяковской галерее открылась масштабная (больше, чем весенний юбилейный показ в Русском музее, – гордятся организаторы) ретроспектива к 150-летию Исаака Левитана (1860–1900), которая продлится аж до 20 марта. Беспрецедентно длинная пятимесячная экспозиция, безусловно, привлечет в музей гораздо больше народу, чем если бы вместо известного и чтимого публикой пейзажиста часть времени отдали другому показу.

Левитан, исхитрившийся перекинуть мост от передвижников к мирискусникам, нынче занимает верхние строчки рейтинга народной любви. «Золотую осень», «У омута» и «Над вечным покоем» всякий школьник знает назубок. Поначалу, однако, страна, которую он воспевал, умело и упорно разделяла Левитана-художника и человека. Первого позволяла любить знатокам – Третьяков покупал левитановские картины, пейзажистом восхищались Дягилев и Бенуа. Второго сама на всякий случай опасалась и недолюбливала – и указами вместе с другими евреями дважды выкидывала из Москвы. После работы «Русь» (рабочее название последней неоконченной картины «Озеро») разглядела-разобралась и уже посмертно все ж таки определила его чуть ли не в национальное достояние┘

Два с половиной года назад юбилейный показ Шишкина за три месяца увидели почти 120 тыс. человек, по нынешним меркам внушительная цифра. Левитана ждет по крайней мере не меньший успех – на хорошо знакомое народ валит валом. Поэтому если хоть немного внимания от пятимесячной выставки перепадет постоянной экспозиции XX века на Крымском Валу (с привлечением туда публики у музея давно сложности) – уже хорошо. Однако такая ставка музея – лишнее подтверждение тому, что никуда не делась острая проблема взаимоотношений музеев и публики, которую туда заманивать надобно калачом.

Левитановская ретроспектива радует прежде всего добросовестной сделанностью: в кои-то веки четко, как партитура, выстроенной структурой с хронологическими разделами и экспликациями к каждой части. Даже дизайн пространства под стать теме: увлекающая в глубь зала «аллея» с картинами – наверняка родственница многочисленных дорог и мостков с тех самых холстов. Когда в 1960 году праздновали предыдущий левитановский юбилей, собрали все, что смогли найти (в том числе и спорное, приписываемое Левитану), сейчас показывают digest проверенных временем вещей. Около 300 живописных и графических произведений из почти что двух десятков музеев и частных собраний. Правда, работ так много, что от погонных метров среднерусской возвышенности и среднестатистической хандры нет-нет да и взгрустнется.

В таком случае загляните на антресоли – там про биографию, про дружбу с Чеховыми, например. Первая покупка Левитана Третьяковым, «Осенний день. Сокольники», делит авторство с Николаем Чеховым, ответственным за женскую фигурку на тропинке. Дружба была не без обид, конечно – и виной «Попрыгунья», где Левитан углядел намек на свои отношения с художницей Кувшинниковой. Но и с ироничной теплотой, специально для ранимого Левитана в дарственной на экземпляре «Острова Сахалин»: «Милому Левиташе даю сию книгу на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров».

Красота пейзажа в левитановской системе координат – золотая осень либо смертная тоска серых деньков. Его можно обвинить в мизантропии, но говоришь Левитан – вспоминаешь «пейзаж настроения». Человек тут просто спрятался за занавеской – однако в тона его переживаний окрашены леса, рощи, реки и обмякшее мрачное небо. Левитан фактически приравнял Плёс к французскому лесу Фонтенбло, объединившему пейзажистов Барбизонской школы, и открыл на него глаза жадным до «патриотических» красот будущим туристам. Восхищаются левитановской лирической правдивостью – в ответ на ум приходит другое клише про силу обобщения. В картинах он не лепил образ конкретной местности, а из нескольких натурных мотивов делал эпическую сумму. Поэтому этюды, в изобилии представленные в музее, порой важнее законченных работ – они хранят непосредственное впечатление, не «забронзовевшее» еще под катком философских обобщений.

Нервом ретроспективы могли бы стать разделы европейских впечатлений и графики, которая прежде все больше оставалась в тени. Вместо привычной левитановской панорамы брезжит перспектива увидеть известного человека в ином ракурсе. Европа отпечаталась видами Венеции и Бордигеры с природой, высвободившейся от российской пасмурной «заложенности» и легко вдохнувшей воздух так, что потом даже волжские виды будут глядеть с какой-то солнечной просветленностью, а цветущие яблони пошлют запоздалый привет Клоду Моне. Графика же любопытна еще и тем, что с неизбежной очевидностью констатирует: виртуозно справлявшийся с бескрайними ландшафтами художник тушевался, терялся, и чувство вкуса ему вконец отказывало, ежели перед ним оказывался простой цветочный натюрморт. Всякий раз – попадались ли бессмертники, сирень ли или васильки – получалось слащаво. Тем не менее честно, что этого слова из левитановской песни не выкинули.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
872
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
1040
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
651
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
160

Другие новости