0
2145
Газета Культура Печатная версия

04.04.2011 00:00:00

Выключить механизм самообаяния

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Олег Кулик в спектакле о себе.
Фото ИТАР-ТАСС

Завтра снова дают спектакль «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах». Московский художник-акционист – один из 10 героев совместного проекта «Практики» и театра-клуба «Мастерская». Кроме него в формате «Человек.doc» существуют, например, философ Олег Генисаретский, драматург Александр Гельман, художник и модельер Александр Петлюра и композитор Владимир Мартынов. Этот проект расставляет акценты в поиске героев нашего времени. Его автор – Эдуард Бояков, куликовский спектакль подготовивший вместе со Светланой Ивановой. Кулик в этом полуторачасовом действе появляется дважды, но не играет. На то свои причины.

Когда от зрительного зала отделился и направился на сцену молодой кудряво-светловолосый юноша, поначалу подумалось – надо же, вот подобрали актера. Ничего общего у Антона Кукушкина с Олегом Куликом нет. Но в этом есть смысл. Скоро Кукушкин становится очень органичным – погружаясь в роль, он, как в сценический костюм, одевается, вживается в куликовский воркующий говор с мягким «г». В его характерную жестикуляцию. В ритмику его голоса и движений.

«Игра на барабанах» – драматургический продукт Евгения Казачкова, который подвел черту под многочасовыми разговорами с Куликом. А барабаны? Все. Кулик с его страстью к сложносоставным мудростям и духовным исканиям может носить звание почетного шамана актуального искусства. Одно из недавних наглядных тому подтверждений – летний фестиваль ленд-арта «Архстояние», который в 2010-м курировал как раз Кулик. На главной поляне он распластался по земле, а вокруг сидели участливые компаньоны с поющими чашами┘ На сцене «Практики» художник появляется дважды – это нечто вроде видеообращения, очень пригодного для формата вербатим. Завязка и развязка совпадают, словно прорастают друг из друга – Кулик методично бьет в барабаны и философствует о просветлении. Между этими эпизодами – история от первого лица, но одновременно и взгляд со стороны – глазами Антона Кукушкина.

Приклеившийся к художнику ярлык про человека-собаку тут использовать не станут – за что уже большое спасибо. Здесь появляется некая давнишняя любовная история (кстати, по словам Кулика, в разговорах с Евгением Казачковым она всплыла как-то случайно). Причем воображаемый визави – одновременно она и он (собеседник, друг). Кулик-Кукушкин задумывается, какое бы назвать имя, пригодное для женского и мужского пола, – и паче всяких зрительских чаяний отвечает: «Валя!» Вот вам и гарантированная от сентиментального пафоса ирония. Одновременно в таком объединении отстранение, важный для этого спектакля сторонний взгляд. Но история – лишь упаковка, случайная зацепка, которая нужна, чтобы поговорить про эго и про то, как люди загоняют себя в неестественные рамки принятых правил, про чучела обезьян (проект 1998-го «Мертвые обезьяны») и про таксидермистов. Про империю, в центре которой в мавзолее возлежит труп. Про вызывающие восторг и кажущиеся почти параноидными по своей несуразности идеи проектов. Про Монголию и про медитацию.

Весь инструментарий актера – голос и жест, весь реквизит спектакля – стул и увесистая кипа текстов. В определенном смысле – с формальных, технических позиций – жест склеивает, цементирует постановку. Показательно, имея в виду, что речь идет о художнике перформанса. Вот Кулик стучит по барабану, вот отмахивается от девицы, вот он спешит за просветлением, а ему свыше голос и рука: «Отвали, моя черешня», и отмахнулась от него. Отличный, повторенный несколько раз гег – зал смеется. Вообще в «Игре┘» много удовольствия от точно найденных речевых конструкций – начиная с пресловутой черешни до фразочек вроде «Нужно выключить механизм самообаяния» или «Вываливаю на Валю». Коротко, емко, хлестко. Да, а жест отвергающий в конце становится принимающим – именно через игру на барабанах. Круг замыкается.

Почему Кулик не сыграл сам? В «Человеке.doc» кроме него и Александра Гельмана остальные герои выходят на сцену сами. В 2008 году Евгений Митта выпустил документальный фильм «Олег Кулик: Вызов и Провокация», там именно художник говорил о времени и о себе. Возможно, в театре захотели доли остранения. Потому как в фокусе не только постмодернистская ирония Кулика, но и ирония над ним. Впечатление от спектакля раскрывается постепенно – и когда уже давно вышел из зала, оно продолжает выкристаллизовываться и обрастать новыми деталями. К этому документу хочется обратиться еще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пентагон продолжает провоцировать Россию

Пентагон продолжает провоцировать Россию

Владимир Иванов

Черное море стало зоной особого внимания воздушной разведки Америки

0
346
Коалиция «За честные выборы» может объединить оппозиционеров

Коалиция «За честные выборы» может объединить оппозиционеров

Дарья Гармоненко

В оргкомитет совместных действий приглашены все партии, кроме «Единой России»

0
499
Несогласные пытаются оживить низовую политику

Несогласные пытаются оживить низовую политику

Дарья Гармоненко

Власть стала обращать внимание на оппозиционные муниципальные проекты

0
483
Конституционный суд признал право СКР на собственную экспертизу

Конституционный суд признал право СКР на собственную экспертизу

Екатерина Трифонова

Адвокаты не верят в объективность специалистов, связанных с правоохранителями

0
419

Другие новости

Загрузка...