0
3655
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2014 00:01:00

Ханс Ульрих Обрист по прозвищу Швейцарское Динамо

Тэги: современное искусство, выставка, гараж, ханс обрист


современное искусство, выставка, гараж, ханс обрист Самый популярный объект на выставке do it. Фото с официальной страницы музея современного искуства «Гараж» в социальной сети Facebook

«Гараж» превратился в музей современного искусства и дебютировал в этом статусе интерактивной выставкой do it Москва. Ее автор – Ханс Ульрих ОБРИСТ – один из самых влиятельных кураторов и критиков в мире, еще пять лет назад журнал ArtReview поместил его на верхнюю строчку своего рейтинга (за активность и неутомимость на Западе его называют Швейцарское Динамо). Если коротко, суть придуманного Обристом еще в 1990-х проекта do it в том, что художник вместо произведения дает инструкцию, а воплощает ее кто-то другой. В Москве, например, выставкой занимались кураторы Снежана Кръстева и Анастасия Митюшина. О кураторстве, о глобализации, об идеях пока неполно переведенного с французского даже на английский писателя Эдуарда Глиссана и о том, почему Обрист хочет поехать на петербургскую «Манифесту 10», по скайпу с ним поговорила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА.

Идея разрастающейся на глазах и путешествующей по миру 20 лет выставки do it возникла из разговора в кафе. Париж, 1993 год – это мы знаем, а как произошло остальное, что вы тогда обсуждали с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье?

– Мы рассуждали о существовании искусства во времени, о том, с одной стороны, как сделать его более открытым для зрителя, а с другой – как саму публику превратить в участника. Можно, например, оставить инструкции объектов, чтобы создавать и воссоздавать объекты – как в музыке, в опере. И мы подумали, что и целую выставку можно воспроизвести посредством инструкций, возможно, даже какой-то книги. На самом деле, в 1960–1970-х такие попытки уже предпринимались, но они носили локальный характер. Мы тоже сначала обсуждали это в своем кругу, но потом перешли на уровень французского правительства, и оно нас поддержало. Собственно, так все и началось.

Таким образом, ваш проект говорит о том, что в contemporary art сделанность произведения отходит на второй план перед идеей – или, может, дело в бартовской «смерти автора» и свободе интерпретатора?

– Интересный вопрос. Для меня тут речь идет о расширенных возможностях в искусстве – и для авторов, и для участников. Вспоминая слова знаменитого композитора и дирижера Пьера Булеза, я бы сказал, что это скорее привносит новую форму, ведь когда композитор исполняет какое-то произведение, потом его исполняют другие, оно становится известным и т.д., но исполнитель ведь никогда не вторичен. Выставка do it прошла уже больше 100 раз – ее видели в Западной и Восточной Европе, в Штатах и Латинской Америке, в Африке – много где. В моей карьере это уникальный случай, выставка, которая никогда не останавливалась. Сейчас ее показывают одновременно в Солт-Лейк-Сити и в Москве.

И, говоря о реализации инструкции, повторение тут с каждым следующим воплощением приобретает уникальные отличия. Появляется уже новая, другая работа. Вы правы, все дело в интерпретации. Хотя мы отнюдь не заявляем, что искусство должно быть только таким, это было бы слишком прескриптивно и декларативно. Это возможности исследовать новые формы искусства, которыми прежде, возможно, пренебрегали. Это постоянство, которое в то же время позволяет нам быть оригинальными и неожиданными каждый раз. Тут важен элемент игры. И роль зрителя очень существенна, ведь не всегда можно однозначно понять заданные художником правила. То это четко прописанный рецепт, то общее описание, оставляющее простор для трактовок – о чем говорил Джон Кейдж. Поэтому для меня такая выставка открывает новый диапазон для диалога и интерпретаций.

Раз идея выставки корнями уходит в 1960–1970-е, вспоминается ваш разговор с куратором Харальдом Зееманом, где он рассказывал о своем «Агентстве духовного гастарбайтерства», когда  сам готовил выставки от и до, это ведь тоже было не только коммерческое, но и художественное начинание. С другой стороны, ваше «Агентство нереализованных проектов», в котором вы с группой e-flux коллекционируете неосуществленные идеи – оно тоже по-своему развивает идею do it?

– Хорошо, что вы упомянули Харальда Зеемана, ведь он был для меня этаким идолом, поскольку я вырос в Швейцарии и с детства был окружен его работами. Зееман предложил новое понимание мира искусства и его развития. Он повлиял на многие проекты – например, для выставки Utopia Station 2003-го, сокуратором которой я был, и «Агентства нереализованных проектов» я черпал вдохновение, в частности, у Зеемана, чтобы показать, что искусство и выставка – постоянно развивающийся процесс. Do it – тоже один из вариантов рассматривания, развития искусства. Еще на меня повлияли кураторы Люси Липпард и Сет Зигелауб. Последний, например, сделал проект Xerox Book (это тоже своего рода инструкции, поскольку художники должны были представить проекты в формате фотокопировальной бумаги. – «НГ»), сделал книгу, которая и была выставкой.

По сравнению со знаменитыми кураторами прошлого, с которыми вы беседовали для своей книги, роль куратора сегодня изменилась?

– Изменения, которые мы сейчас наблюдаем, сильно связаны с глобализацией. Раньше тоже были какие-то контексты, но сейчас это приобрело экстремальные, брутальные, даже жестокие формы. Однако и полное погружение в глобализацию, и отказ от нее – опасные крайности. В мировом контексте глобализация приводит к тому, что, с одной стороны, разные места на планете становятся похожими друг на друга, и, естественно, мы этому сопротивляемся. Но, с другой стороны, велика опасность впасть в национализм. Тут вспоминается писатель и критик Эдуард Глиссан – его книги, к сожалению, мало переводятся с французского, а это, по-моему, давно уже пора сделать – так вот он говорил о mondialite, о глобальном диалоге. Не о гомогенизации и уравнивании, а о гармоничном перестраивании глобального и локального контекстов одновременно, чему, по-моему, служит и проект do it. Мы можем помочь достичь нового мирового понимания местных контекстов. Остров Мартиника, где жил и работал Глиссан, дает уникальные возможности – на архипелаге легче меняться через восприятие нового, но в то же время без растворения себя в нем, сохраняя свою идентичность. Вот и do it – не фиксированное воплощение, а возможность обмена со странами, городами, участниками – и в этом смысле тут применение на практике идей Глиссана. Вообще глобализацию, мне кажется, мы сейчас должны рассматривать сквозь призму работ Глиссана.

Вы были одним из кураторов первой биеннале «Манифеста» в Роттердаме в 1996 году. Как вы относитесь к бойкотированию нынешней «Манифесты 10» в Петербурге?

– Я не настолько осведомлен о местном политическом контексте и не хотел бы комментировать этот момент. Что касается искусства, нынешний куратор Каспер Кениг за последние 50 лет организовал много блестящих выставок. Мне кажется, интересно привнести «Манифесту» в сценарий Эрмитажа, поскольку это погружение современного искусства в исторический контекст, новая связь прошлого с современностью. Такой диалог важен. Если все это состоится, я буду рад туда приехать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости