0
2115
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2014 00:01:00

Не стреляй – медитируй

Тэги: музей современного искусства, москва, выставки


музей современного искусства, москва, выставки Кто убийца, кто герой – и где художник? Фото автора

Московский музей современного искусства, об этом не устаешь повторять, – едва ли не единственная сейчас в городе площадка, активно экспериментирующая с выставочными форматами. В здании на Гоголевском, например, зимой делали ретроспективу Юрия Альберта – она начиналась с полного отсутствия произведений, которые заменили текстами о том, что эти произведения собой представляют, и лишь постепенно появлялись сами работы – взамен рассказов о них. Теперь взялись за детектив, причем сейчас это и жанр, и куратор, критик Валентин Дьяконов, и вы.

Полупрозрачные шторки дробят пространство старинного особняка (архитектор выставки – Ольга Трейвас). Валентин Дьяконов говорит, для молодых художников характерна эстетика недосказанности, расфокусированности. Собственно, он и собрал панораму преимущественно молодого поколения, чтобы посмотреть, что это такое есть. Идея хороша, но хочется более концентрированного раствора.

Особенно любопытна она тем, что детектив пишут в большой степени на материале «новых скучных» (и некоторые работы были сделаны специально под выставку). Так в 2010-м Валентин Дьяконов окрестил многих творцов эпохи нулевых, чьи работы напоминали западное искусство 1970-х: «Ориентация на гибридные формы искусства, между инсталляцией, живописью и т.д., скудость выразительных средств, любовь к пустоте… Это, можно сказать, речь на мертвом (или новом? – еще не понятно) языке, очарование которого в неясности месседжа и размытости границ». Впрочем, от определения, комментирует сегодня куратор, со временем решили отказаться. Но все эти художники со всеми этими чертами из джентльменского набора – налицо. Не налицо феномен поколения, если уж искать утверждающих их в истории высокопарных слов. Сделано это, можно предположить, сознательно, коли уж молодое актуальное искусство – present continuous, а не past simple.

В путешествие сыщика вкраплены детективные отрывки, специально написанные к выставке Вероникой Голицыной. Запускающие на живца крючок интриги – и не дающие ответов. Как те самые шторки, делающие только что видимое недопроявленным.

Художникам, невзирая на творческую натуру, не до игр – они как будто говорят: мы не иронизируем, а делом занимаемся, исследуем. Классику жанра – убийство, куратор срежиссировал силами Арсения Жиляева, Наталии Турновой (молодых здесь разбавили несколькими известными художниками более старшего поколения) и Михаила Толмачева. С турновского холста щурится «Снайпер», лицом к полу валяется поверженный жиляевский «Мечтатель», изначально – уснувший труженик (тот самый, что одно время лежал в экспозиции новейших течений Третьяковки, распугивая неискушенных зрителей натуралистичностью, так что в прошлом году руководство распорядилось работу убрать), а сбоку притулились толмачевские «Очевидцы», фотогравюры с собранием неких-вообще-улик. В соседнем зале обосновалась Анна Титова с инсталляцией «В разреженном воздухе»: минималистичная, лаконичнее Генри Мура, скульптурка, адресующая к конфликту Сергея Лаврова и постпреда президента США в ООН Саманты Пауэр, осколок Челябинского метеорита да снимок американского беспилотника, высматривавшего Усаму бен Ладена. Напротив Титовой – фото-«Отход» Сергея Сапожникова с прихотливым набором вроде бы будничных вещей, разбавляющих реальность сюрреалистичным ожиданием чего-то.

Медитативным ожиданием чего-то проникнут весь «Детектив». От картины Юлии Ивашкиной «Дом» с интерьером, где ничего не случается, до сделанных дронами снимков, до многослойного объемного коллажа Анны Паркиной, части которого озаглавлены «Ювелирной информацией» или, к примеру, «Сценой в прихожей». От фотосерии «Смерть как фотография», где к петербургским видам Дмитрий Шубин подверстал сообщения криминальной хроники, – до фотофиксаций неба у Сергея Огурцова. Часто у молодых вместо героя появляется наблюдатель, а вместо истории состояние. А коллажное, дробное восприятие картины мира точкой отсчета берет почти столетней давности кубофутуристическую «Гитару» Любови Поповой. При этом важно, что в эпоху, как часто говорят, кураторского диктата здесь остается голос каждой работы – значение каждой объясняется отдельно. Благородно по отношению к авторам, но может вызвать растерянность зрителя, который за каждым новым поворотом ждет иного сюжетного изгиба. Не получив их, кажется, в какой-то момент выставка начинает буксовать. Впрочем, равновесие она удерживает благодаря зарифмованности начала и концовки. С одной стороны, в ранних, 1997 года, «Подозреваемых» группа АЕС+Ф показывает 14 девушек, предлагая вычислить 4 преступниц и рассуждая о стереотипах, связанных с разговорами о внешности. Тут как у Гоцци: «Ничего неизвестно, дорогая дочка, ничего неизвестно». Но мы можем об этом поговорить, убеждает финал, где Untitled Ильи Орлова помещает вас в обычный домашний интерьер, где среди прочего имеется изливающий информационные потоки радиоприемник и круглый стол. Инсталляция об участии и отстраненности, которая тоже бывает преступной. Этот детектив еще и о том, что даже когда как будто почти ничего не происходит, это составляет суть процесса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
407
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
426
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
365
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
451

Другие новости