0
2906
Газета Культура Интернет-версия

26.11.2015 15:09:00

Зигмунд Сатмари: "Я тайно посещал уроки Штокхаузена"

Тэги: зигмунт сатмари, штокхаузен, лигети, орган


зигмунт сатмари, штокхаузен, лигети, орган Фото предоставлено организаторами концерта

27 ноября в Москве выступит мэтр европейской органной школы Зигмунд Сатмари. Ученик Штокхаузена и Лигети, пропагандист современной музыки, обладатель множества международных наград, на историческом органе собора свв. Петра и Павла он представит классическую программу, в которую вошли сочинения Баха, Букстехуде и Листа, а также собственное сочинение под названием «Mixtur». Накануне концерта Зигмунд САТМАРИ дал интервью музыкальному критику Наталии СУРНИНОЙ - специально для "Независимой газеты".

– На протяжении нескольких столетий профессии органиста и композитора были тесно связаны — кто на органе играл, тот для него и сочинял, и наоборот, — но в ХХ веке эта традиция заметно угасла. В каком качестве вы начинали свой творческий путь?

– Мой папа был скрипачом, мама играла на рояле, я начал заниматься на этих инструментах, но скрипка была быстро заброшена. Среди наших родственников были церковные органисты, и лет в десять я стал помощником одного из них — меня позвали качать органные меха. Постепенно я начал заниматься игрой на органе, а вскоре мне стали разрешать немного поиграть перед мессой. К пятнадцати годам я уже серьезно занимался, и штатный органист церкви, который был очень доволен моими успехами, предложил мне обслуживать вечерние мессы. Так я стал играть постоянно. И вот однажды после службы ко мне подошла жена органиста, она разыскивала мужа. Я ответил, что не знаю, где он, и рассказал, что уже полгода заменяю его по выходным. Оказалось, мой старший напарник говорил дома, что идет на службу, а сам отправлялся к своей подружке!

В четырнадцать лет я начал сочинять, в девятнадцать поступил в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште как органист, но продолжал заниматься композицией. Венгрия входила в число стран соцлагеря, и контактировать с Западной Европой было непросто. Однако после окончания Академии, преодолев немало сложностей, мне удалось перебраться во Франкфурт, где я поступил в Высшую школу музыки в органный класс Хельмута Вальхи, известного специалиста в области музыки барокко. Под его руководством я изучал в основном сочинения Баха и Букстехуде, Вальха ничего не хотел слышать про современную музыку, которая к тому времени очень меня интересовала. Поэтому я поехал в Кёльн, чтобы заниматься композицией у Штокхаузена и Кагеля. Но Вальха поставил меня перед выбором: или я учусь у него, или занимаюсь новой музыкой — одно из двух. Конечно, я сказал, что остаюсь в его классе, но продолжал тайно посещать уроки Штокхаузена.

– Вы учились у Карлхайнца Штокхаузена и Дьёрдя Лигети, знаковых композиторов второй половины ХХ века. Чем они вам запомнились — как учителя и как люди? Говорят, Штокхаузен никогда не занимался с учениками их произведениями, а только рассказывал о своих.

– О да, Штокхаузен был деспотом. Его занятия всегда заключались в том, что он подробно разбирал свои сочинения, для него существовал только он сам и больше никого. Моя встреча с Лигети произошла на курсах современной музыки в Дармштадте. Ему тогда было чуть больше сорока, и он еще не был так знаменит и уважаем, как впоследствии. Я сразу ему понравился, и в тот момент он очень меня поддержал: я был совсем без денег, и плохо представлял, как жить дальше; тогда в конце летнего курса Лигети отдал мне весь свой преподавательский гонорар — 1000 марок. С того дня я стал бережнее относиться к деньгам и экономить. Три года я копил, чтоб отдать Лигети долг, а когда, наконец, перевел ему всю сумму, Дьёрдь позвонил мне и сказал: «Что это за деньги? Не помню, чтобы я одалживал тебе». Он был очень великодушным человеком. Лигети стал для меня не столько педагогом, сколько другом, и часто показывал мне свои сочинения. Он был очень высокообразованным человеком, прекрасно разбирался не только в современной музыке, но и в старинной, написал учебник классической гармонии, блестяще знал литературу и живопись.

– Вы много играете и пропагандируете музыку ХХ века. Как вы думаете, почему орган по-прежнему остается привлекательным для композиторов?

– На самом деле, орган не очень популярен у современных авторов. У Стравинского, Бартока, Штокхаузена, Ноно и многих других крупных композиторов ХХ нет органных сочинений. Отец Хельмута Лахенмана был священником и все, что связано с органом, стало для композитора закрытой темой. Именно из-за тесной связи этого инструмента с церковным обиходом некоторые сознательно отказываются для него писать.

– Но только вы лично сыграли более ста премьер органных произведений.

– Да, число значительное, но оно складывалось постепенно. Шаг за шагом я собирал сочинения со всех уголков света, среди авторов много не самых известных имен, но все это очень хорошая музыка. Нередко композиторы сами приносят или присылают мне свои пьесы: я ведь тоже сочиняю и знаю, насколько важно, чтобы твои произведения звучали. Таким образом, в течение многих лет мы вместе стараемся открывать слушателям мир современной органной музыки. Знаете, сейчас очень популярно аутентичное направление: исполнители играют старинную музыку, уделяя большое внимание деталям, стараясь добиться исторически и стилистически верной манеры. Но почему-то мало кто обращается к современным композиторам, которые могут лично все рассказать и объяснить — и не надо ничего выдумывать! По-моему, это глупо.

– Однако в Москву вы привезли классическую программу, составленную из произведений Баха, Букстехуде, Листа. В ней лишь одно современное сочинение, ваше собственное.

– Это объясняется сугубо практическими причинами: у меня слишком мало времени, чтобы познакомиться с инструментом и сделать регистровку. Да и сам орган собора святых Петра и Павла не очень приспособлен для исполнения современной музыки, а вот для произведений барокко и романтизма подходит идеально. Это великолепный романтический инструмент 1898 года, он звучит фантастически. Но если вы организуете концерт авангардной музыки, я с удовольствием подготовлю программу из сочинений современных композиторов.

– А есть ли среди ваших коллег те, кто считают, что вся лучшая органная музыка написана в позапрошлом веке, что после Баха и романтиков незачем сочинять и исполнять что-то новое?

– Тут все неоднозначно. Многие исполнители считают, что органная музыка закончилась на Оливье Мессиане, да и среди студентов, к сожалению, мало тех, кто интересуется новыми сочинениями. Проблема заключается еще и в том, что часто в учебном курсе мы успеваем пройти только композиторов барокко и романтизма, а на современных просто не остается времени. Впрочем, я сам стараюсь не слишком пугать публику музыкой авангардистов, а, как правило, составляю программу из классики с вкраплениями отдельных произведений современных авторов. Но важно хотя бы по чуть-чуть приучать слушателей к новой музыке.

– Российская органная школа еще очень молода, в ней нет вековых европейских традиций, но в последние десятилетия она активно развивается. Как воспринимают ее в Европе?

– До 1950-х годов советская органная школа была на периферии, но в 70-80-е годы, когда стали возможны более тесные контакты с Западом, начался ее подъем. Российские музыканты начали перенимать аутентичную манеру исполнения, разбираться в стилях, особенностях регистровки и прочих важных деталях. Сейчас российская органная школа принадлежит к числу лучших.

– Вы приехали в Москву как член жюри Первого Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского. Уже прошли прослушивания первого тура. Как вы оцениваете уровень участников?

– Я хочу отметить не только очень высокий уровень конкурсантов, но и прекрасную организацию. Конечно, после первого тура сложно сказать что-то определенное, потому что пока участники исполняли лишь музыку Баха и Букстехуде. Впереди еще много испытаний, встреча с разными органами, но уже сейчас ясно, что конкурс сильный. Особенно радует, что много юных исполнителей из разных регионов России, которые выступают очень профессионально.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2295
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5107
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2816
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3248

Другие новости