0
3757
Газета Культура Печатная версия

02.10.2017 00:01:00

Что останется после "века Любимова"

Театр на Таганке запустил интерактив, но не музей памяти режиссера-реформатора

Тэги: таганка, юрий любимов, юбилейная программа, премия, выставка, концерт

Полная On-Line версия

таганка, юрий любимов, юбилейная программа, премия, выставка, концерт На время ремонта театра архив Таганки разместили в актерском буфете. Фото предоставлено Светланой Сидориной

Столетие Юрия Любимова наступило. Вручена 3-я Общественная Премия памяти режиссера - за профессионализм, преданность своему делу, ясное выражение своей гражданской позиции - кардиохирургу Лео Бокерии, хореографу Юрию Григоровичу, художнику и кинорежиссеру Рустаму Хамдамову. Вышла в свет мемуарная книга «100 современников о Любимове». Юбилейная программа в октябре еще продолжается фотовыставкой «Маска и душа» в Электротеатре Станиславский, экспозицией «Любимов и время» в Музее Москвы. 3 октября в Большом зале Консерватории пройдет сольный фортепианный концерт сэра Андраша Шиффа «In Memoriam Юрия Любимова».

Одним из мест празднования стал, конечно, Театр на Таганке, который был широко поддержан к юбилею режиссера, его прославившего. Департаментом города отремонтировано здание - исторический фасад, кровля, входная группа, фойе второго этажа; было выделено 40 миллионов рублей на мемориальный кабинет Любимова (он был отреставрирован) и создание интерактивного фойе – за 25 млн. его разработала Лаборатория по компьютерной графике. В фойе разместилась видеоинсталляция: луч знаменитого фонарика ведет по проекции расписанных стен. Еще предлагается виртуальная 3D-экскурсия по театру с помощью touch-панелей.

Увлечение виртуальными технологиями (в начале сезона театр гордо объявил о внедрении приложения VR Tikets) затмило вопрос о создании музея реального. Достойна ли история Таганки быть собранной, сохраненной и доступной для потомков? Возможен ли был настоящий музей любимовской эпохи в его родном театре, который бы мог стать исследовательским, культурным центром? Сегодня бумажная часть архива за более чем 50 лет отдана в главный государственный архив России по искусству (РГАЛИ), доступ в него, если и возможен, то не массовый. Мечта об истинном, исторически ценном, а не только формата парадной презентации музее внутри театра осталась нереализованной.

На вопрос о том, как и почему бумажный архив отдали в РГАЛИ, отвечает директор Ирина Апексимова.

- Любая государственная структура, согласно Федеральному закону от 2004 года "Об архивном деле в Российской Федерации", обязана сдавать документы в архив раз в 15 лет в подведомственную организацию, за которой она закреплена. Мы, Московский театр на Таганке, закреплены за архивом литературы и искусства, с которым был заключен контракт.

В сентябре 2015 года Департаментом культуры была создана рабочая группа по экспертной оценке и разработке рекомендаций по сохранению мемориальных помещений, связанных с творческой деятельностью Любимова. По итогам работы были даны рекомендации по описи мемориальных предметов, связанных с творческой деятельностью режиссера. В рабочую группу входил Бахрушинский театральный музей.

Ничего больше, кроме сухого юридического резюме от нового руководства театра услышать не удалось. За кадром осталась вся человеческая история возникновения архива, его сохранения и значения. О несостоявшейся альтернативной судьбе таганского архива, его исторической части, – стать музеем внутри театра – рассказывает бывший архивариус Таганки Светлана Сидорина.

- Когда умер Владимир Высоцкий в 1980-м году, это всколыхнуло большую волну людей, которые стали приходить в театр и приносить какие-то артефакты: стихи-посвящения, пленки с выступлений, памятные предметы - все это стали собирать в театре в надежде на то, что когда-нибудь будет музей театра и в нем – музей Высоцкого. Даже выпустили штампики «Музей театра», где стоял номер. Был такой Петр Михайлович Леонов и я, когда была девочкой, бегала ему помогать, потому что было много технической работы, требовавшей дополнительных рук. Я еще училась в школе - только школьный фартук снимала. В театре ворчали: «Что тут школьники ходят!». Но я ходила, помогала, конечно, бесплатно, более того – на спектакли меня не оставляли, выгоняли в шесть вечера. Но это была единственная возможность легально на Таганке находиться.

Потом все закончилось, потому что Любимов уехал за границу в 1983 году и в 1984 был лишен гражданства. Приказом директора Николая Дупака весь собранный архив был передан в ЦГАЛИ. Насильственным образом. Леонов из театра ушел и стал работать в Бахрушинском музее, а когда вернулся, начал создавать Музей Высоцкого. В ЦГАЛИ он отдал не все: остался довольно большой блок о Высоцком, причем с течением времени некоторые вещи устарели. Ведь когда собирали, Высоцкий еще не был издан (варианты писем, расшифровки концертов). Остальное в архиве - относилось к театру, к спектаклям. С годами архив разрастался - добавлялись новые спектакли и материалы к ним.

С 1982 года, как только начала ходить в театр, я стала собирать все о театре из того, что мне попадалось: программки, по рукам ходили расшифровки худсоветов, фотографии, статьи. Когда Любимов уехал за границу, думали, вообще театра не будет. Новое руководство выбрасывало декорации, стенды с фотографиями выносили на помойку. Высоцковеды свое подбирали, но таких, которые еще и театром увлекались, было мало. Я просто решила взять другую тему – Высоцким же занималось столько народу. Театр - это было живое, я видела спектакли, попала на несколько репетиций и худсоветов перед самым отъездом Любимова на Запад. И когда он был в эмиграции, я следила за его успехами, насколько это было возможно – западные радиостанции глушили. Я ходила в библиотеки, собирала статьи и сценарии спектаклей, переписывала их от руки.

Когда в 1988 году Любимов вернулся, меня в первый же день посадили к нему с магнитофоном – писать замечания. То есть мы придумали новую форму работы, когда он замечания пишет не на бумаге, а на магнитофон наговаривает, я расшифровываю, на другой день он читает артистам. Ему это очень нравилось! Он мог не отвлекаться от просмотра спектакля, а я получала запись, сперва магнитофонную (на фоне спектакля была дорожка его комментариев), а потом у меня появилась видеокамера. Он брал микрофон, а я снимала видео его замечаний на фоне спектакля. Я же сняла то самое собрание, где Николай Губенко нецензурно ругается и происходит раздел театра. Любимов был мне за это благодарен. Велел эту запись всем показывать. Потом мы придумали сделать с ним книжку – «Рассказы старого трепача». Он много наговаривал на магнитофон и на камеру, я записывала, потом расшифровывала, проводила беседы. В общем, это был целый проект в конце 90-х.

В начале 2000 года я из театра ушла. Мою видеосъемку загубил кризис 1998 года, когда в один день утром доллар стоил 6 рублей, а к вечеру 18-20. Я стала снимать от случая к случаю, а потом совсем перестала. В 2006 году в начале сезона мне неожиданно позвонил Любимов и предложил работать в театре: вести фото и видеосъемку всех событий в театре. Купили видеокамеру и аппаратуру, взяли в штат театра заведующей архивом. Я стала составлять медиа-архив: оцифровывала старые записи, собирала фильмы и программы о театре, фотографии.

Мы мечтали, что будет музей театра. Артисты – часто люди одинокие. Их архивы отдают в театр. Вот, например, умер Готлиб Ронинсон. От него остался огромный архив – он всю жизнь собирал себя в ролях. Там было столько фотографий – несколько чемоданов! Не на всех подписано даже, какая роль, он ведь 1916 года рождения, начинал в Большом театре, - миллион ролей. А еще дневники, собственные записи. Сейчас в РГАЛИ, если будут все описывать, наверное, уже описали – фонд откроют отдельный, по Ронинсону. И таких архивов собралось в театре на несколько человек.

В 2015 году, как только назначили Ирину Апексимову, в театре начался ремонт - в воздухе стояла цементная пыль. Мой кабинет разрушили. Я переехала в архивное помещение театра, предназначенное для хранения, а не для работы человека. Каменный подвал. Находиться восемь часов – невозможно. Но, оказывается, ремонт положен был только в фойе, а служебные помещения не ремонтировались. Потом архив из подвала вытащили на второй этаж в актерский буфет, а там ведь вода, краны, раковины - вдруг польется. После Нового года Апексимова решила все отдать в РГАЛИ. Мне даже приказа никакого не дали – как можно без приказа все выносить из театра! Говорят, не хотите – не приходите, мы отдадим все без вас. Я договорилась, что буду ездить в РГАЛИ, и этот архив разбирать. Они обрадовались. Там много работы - все организации мечтают отдать свои архивы в РГАЛИ. Я вызвалась просто разложить документы. Какая бумажка к чему относится - не всегда можно понять. Это надо изучать всю жизнь, тогда будет легко. Они мне выделили место (у них сейчас новое здание): по одной теме 50 лет, по другой – 50. Темы такие: спектакли, репертуар, бухгалтерия, канцелярия, артисты.

Как только с Поварской театр переехал обратно на Таганку, в администрации стали спрашивать – а где вы были? Тогда я принесла документ из РГАЛИ - они мне написали бумагу в виде благодарности. Апексимова благодарность взяла, а на другой день в РГАЛИ написала письмо, что театр возражает, чтобы я к ним ходила. В отделе кадров театра мне записали «прогул» и увольнение по статье…

Сегодня архивное наследие Таганки чрезвычайно разрознено: в РГАЛИ - вся старая документация; в театре остались изо-материалы, которые не принял архив по размеру (афиши, некоторые крупноформатные табели) и медиа-архив (видео- и аудиозаписи). Кто его в театре теперь хранит – неизвестно. Есть свой архив у Фонда под руководством вдовы режиссера – Каталин Любимовой. Есть частное собрание бывшего архивиста, созданный на собственные средства в разные года – редкие документальные видеозаписи. Идея все-таки создать единый полноценный музей о режиссере с мировым именем в его родной стране, возможно, как части музея всей театральной истории России еще реальна, но каждый раз обрастает все новыми и новыми препонами.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1716
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1883
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
4183
Поздравление

Поздравление

0
867

Другие новости

Загрузка...