0
5896
Газета Культура Печатная версия

26.03.2019 17:11:00

Борис Голополосов и живопись энергии, она же – отчаяния

В Новой Третьяковке открылась первая масштабная музейная выставка подзабытого художника

Тэги: современное искусство, выставка, борис голополосов, новая третьяковка


современное искусство, выставка, борис голополосов, новая третьяковка «Высокие сапоги, не красные, а коричневые – черные, все в крови», – рассказывал в свое время художник о «Борьбе за знамя». Фото РИА Новости

Следуя названию картины 1938 года «Человек стукается о стену (Психологический сюжет)», нынешний показ кураторы Татьяна Ермакова и Сергей Фофанов озаглавили «Головой о стену», что созвучно и духу того периода, и творчеству Бориса Голополосова (1900–1983), и впечатлению от выставки, призванной «способствовать возвращению зрителю «забытого» имени». Это возвращение даже в новую эпоху нулевых могло бы произойти еще лет десять назад, что, впрочем, не отменяет сильного впечатления от показа.

Екатерина Деготь вместе с Московским музеем современного искусства в 2008 году сделала в Новом Манеже выставку «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926–1936» (см. «НГ» от 24.06.08). Один из этапных московских художественных проектов на примере разных художников продемонстрировал, что в тот переходный отрезок времени в искусстве еще было много возможностей пойти разными путями. Как видно, в фокусе выставки был период не только до 1932-го с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», но и непосредственно вокруг него. К слову, в том же году Троцкого лишили советского гражданства. Названа была экспозиция как раз по одноименной картине Голополосова, где в 1928 году каким-то жутким «общим знаменателем»  тлеющего, почти светящегося красного цвета смешались кровь, знамя и внутреннее «горение» рабочих. Этот проект, конечно, вспоминают в Третьяковке. И еще приводят выдержки из разговора Голополосова с Ольгой Ройтенберг: в конце 1970-х исследователь (художники 1920–1930-х годов, которых она изучала всю жизнь, станут героями ее изданной в 2004-м книги «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...», выхода которой сама Ройтенберг не дождется) обратила внимание на опального автора, пригласила – после 40-летнего для него перерыва – участвовать в выставке «Художники первой пятилетки» в 1977-м. В 1979 году Голополосов смог снова вступить в МОСХ, откуда был исключен в 1938-м в рамках борьбы с формализмом (в том же году он и написал, как «Человек стукается о стену», заключив паукообразную изможденную нагую фигурку в клаустрофобический перекресток острых углов).

Помимо «Борьбы за знамя» из собрания Вадима Аминова в 2008-м показывали еще четыре голополосовские работы из Третьяковки. Сейчас картин – 40, и еще 60 рисунков, включая эскизы плакатов и росписей павильона «Винторг» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве – из ГТГ, архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Вологодской картинной галереи и из частных собраний, в том числе коллекции наследников художника. Это вещи, сильно энергетически заряженные и экспрессивно, нервно, «издерганно» (и на уровне цветовой гаммы, и на уровне движения кисти) проявленные. Нередко – пугающие, и это то страшное, что затягивает, когда трудно отвести взгляд. Что от «Восстания» (в 1927-м обобщавшего восстание 1905 года в Ярославле – в нем участвовал отец художника), где все будто оказалось в каком-то прожекторном свете, где небо словно смешалось с землей и все покрыто «рубцами» красных, синих, желтых, зеленых линий. Что от холста 1929-го «Ленин – вождь пролетариата», где в рабочие массы сомнамбулических манекенов-теней с лицами-«масками» вливаются новые силуэты, пока вождь с испещренной длинными синими, зелеными и красными мазками головой («революцию показать цветами сильными – красными, зелеными, синими, желтыми», – писал художник) не то стоит на фоне красного флага, не то поднимается из гроба. Как будто бы эта картина была ответом  Голополосова на советский «иконостас» «Восстания», написанного Климентом Редько в 1924–1925 годах. Голополосов даже совхозы и колхозы писал чУднО и не «по-пролетарски» ясно, а беря формы внешне наивнее и вместе с тем сильно резче, по содержанию сложнее. Так, что внутреннее состояние существеннее сюжета и порой даже как будто с ним спорит. Состояние это часто кажется мрачным, порой депрессивным. Мучавшие самого художника депрессии влияли на его творчество.

Удивительным образом его автопортрет 1933 года, меланхоличный, но по живописи в целом «спокойный» – самая реалистичная, а главное, самая «уравновешенная» вещь на выставке. Кураторы удачно сделали это кажущееся спокойствие интонационным контрапунктом ко всему остальному. Даже отцовский портрет иной. Чертами лица напоминающий Чехова, он дисгармонизирован алым фоном и «пробежавшими» по лицу большевика зеленоватыми штрихами. Отец – инженер-железнодорожник из дворянского рода, соратник революционера Германа Лопатина, был арестован и в 1905-м попал в тюрьму. В живописи же среди учителей Бориса Голополосова были Сергей Малютин, Александр Осмеркин и Александр Шевченко (с ним и другими его учениками Голополосов создавал общество «Цех живописцев»), но от него отличался художественной самостью, совсем не похожим на всех них почерком.

Вообще, его работы хорошо вписались бы в выставку Андрея Сарабьянова «До востребования – 2» (2017) – в раздел «Примитивизм/Экспрессионизм/Сюрреализм». Про голополосовскую живописную манеру и пишут, что она близка экспрессионизму. Цвет – как пронзительный звук, цвет светящийся, идущий сполохами, обжигающий, сводящий с ума в «Мужском портрете (Сумасшедший)» и картине «Паук (Сон)», «душащий» на холсте «Одиночество (Убийца)». Экспрессионизм здесь слышен не только и, может быть, часто не столько как конкретное направление в немецком искусстве XX века (хотя художник, например, видел в 1924-м I Всеобщую германскую выставку в Москве), сколько как мировоззрение, проявлявшееся в искусстве разных эпох. И у Эль Греко, и у Блейка, и по-своему у Энсора и Одилона Редона (с его пауками), и у Мунка...

В 1932-м, когда было принято то самое постановление ВКП(б), у Голополосова все еще вроде бы хорошо: он вступил в Ассоциацию художников революции, когда остальные объединения разогнали (говорил, что работает «исключительно над темами социального порядка»), через год – в МОСХ, в начале 1930-х писал Днепрострой, марганцевые разработки в Чиатуре, «Подписание социалистического договора колхозными рыбницами». Писал очень по-своему. Но, как уже говорилось, вскоре от искусства был отлучен. Его работы оказались словно между разными временами. И упомянутый «Мужской портрет (Сумасшедший)» был написан в 1924-м, а мог быть создан во второй половине или даже в конце XX века. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
326
Всякому видимому – свою (не)видимость

Всякому видимому – свою (не)видимость

Дарья Курдюкова

Сергей Хачатуров сделал выставку о зрении в связи с древностью и современностью

0
1138
В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

Дарья Курдюкова

Поезд жизни на улице Сна

0
3633
Русский Рубенс и его придуманная страна

Русский Рубенс и его придуманная страна

Марианна Власова

В Третьяковской галерее представили монографическую выставку Бориса Кустодиева

0
3761

Другие новости