0
3230
Газета Культура Печатная версия

28.11.2021 19:50:00

Бесстрашный и бескомпромиссный. Ушел из жизни Александр Градский

Тэги: александр градский, биография, некролог


александр градский, биография, некролог

Александр Градский был Артистом с большой буквы. В творчестве он не знал слова «компромисс», был бесстрашным, непримиримым. Как диапазон его голоса – уникальным.

На одном из полюсов его дарования было академическое искусство, которое привело его в Большой театр. Евгений Светланов услышал молодого певца в Доме звукозаписи и пригласил на роль Звездочета в оперу «Золотой петушок»: в финале его герой снимал мантию, и на сцене оставался артист Александр Градский. Бессмертный хит – «Как молоды мы были» – Александра Пахмутова писала для Градского, а он предложил петь один из куплетов на октаву выше – он мог! – и это вывело песню в хит. Создавалось просто колоссальное напряжение, которое и было чертой стиля Градского.

Выпускник Московской консерватории по классу композиции, он избрал путь рок-музыканта. Градский пробовал себя в разных рок-группах, пока не организовал свою – в 1966-м появились «Скоморохи», с которыми вышли первые его хиты. В конце 1970-х он начал выступать сольно, аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре. В 2000-х он не доверял даже звукорежиссерам: на своих сольных концертах в центре сцены стоял пульт, которым певец управлял сам.

Сочинял Градский всегда, для себя – и в жанре миниатюры, и в жанре музыкального театра, а в 2000-х у него появился и свой театр. В его архиве – около двух сотен песен, многие из которых написаны на собственные стихи: «Песня о друге», «Песня о свободе», «Памяти поэта», «Южная прощальная», «Антиперестроечный блюз». Более 10 лет писал он свою первую рок-оперу: в 1985-м был записан «Стадион», в 2009-м – «Мастер и Маргарита», где Градский сам исполнил арии Мастера, Иешуа Га-Ноцри, Воланда и кота Бегемота.

Александр Градский выпустил несколько десятков музыкальных альбомов. Некоторые из них представляют собой вокальные сюиты (1980-й – «Русские песни»; 1987-й – «Сатиры» на стихи Саши Черного; 1988-й – «Ностальгия» на стихи Владимира Набокова). Последний студийный альбом – «Неформат» – вышел в 2011 году. Музыка Градского к фильмам – от мелодрамы Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» (1974) до военной драмы Михаила Пташука «В августе 44-го…» (2001) – особенно выделяла кинокартины.

Градский умел собирать тысячи зрителей. И даже миллионы: его участие в проекте «Голос» – рискованный, учитывая непримиримый характер героя, но оправданный исключительно профессиональной его работой шаг Первого канала. Четверо подопечных Александра Градского стали победителями шоу. И они, и все, кто слышал музыку Градского и его голос, сохранят память о нем.

«НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Диоген как панк и гений эпатажа. О том, кто стал главным циником мировой культуры

Диоген как панк и гений эпатажа. О том, кто стал главным циником мировой культуры

Вадим Черновецкий

0
1182
Non-fiction года. Лучше некуда

Non-fiction года. Лучше некуда

Жизнеописание создателя Дживса и Вустера

0
1291
Градский затмил "Вертинского"

Градский затмил "Вертинского"

Вера Цветкова

Эфиры памяти музыканта прошли на ведущих каналах, «Поле Чудес» останется в истории, а на ТВ-3 сменится руководство

0
4773
Президент, который пытался понять

Президент, который пытался понять

Алексей Андреев

Главное, что де Клерку удалось, – это спасти Южную Африку от распада

0
9211

Другие новости

Загрузка...