0
4806
Газета Культура Печатная версия

31.05.2022 18:37:00

Кепка Ильича. В Театре.doc поставили спектакль о бессмертии сталинизма

Тэги: театр.doc, артур соломонов, премьера, история, сталин, сталинизм


театр.doc, артур соломонов, премьера, история, сталин, сталинизм Иосифа Виссарионовича бесконечно «хоронят», а он оказывается живее всех живых. Фото Дмитрия Леонова с сайта www.teatr.doc.ru

Пьеса Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» – очень злая и очень смешная публицистика для сцены. От первой публичной читки до постановки в Театре.doc прошло три года. За это время «Как мы хоронили…» успела нашуметь в Челябинске: член партии «Коммунисты России» после премьеры устроил у стен Камерного театра одиночный пикет и призвал убрать руки от Сталина, которого вместе с другими советскими руководителями якобы представили в «неблаговидном виде».

Но парадокс в том, что исторического Сталина в пьесе как раз нет, решать дилемму о палаче и мудром правителе драматург не намерен. Канонизация вождя народов для него предсказуема: в стране, которая не понимает, куда идет, одинаково неприкосновенны «и прошлое советское, и прошлое имперское, и царь, и цареубийцы, и церковь, и те, кто сносил храмы». Стержневая проблема здесь – сталинизм как свойство человеческой души и зло, способное прорасти в каждом. Поэтому Иосифа Виссарионовича бесконечно «хоронят», а он оказывается живее всех живых, недаром подзаголовок спектакля – «о гибкости и бессмертии».

Драматург использует прием театра в театре. По сюжету (история из наших дней имеет вполне реальную документальную основу) именитый режиссер Вольдемар Аркадьевич ставит пьесу о смерти Сталина и приглашает на прогон журналистов, но внезапно узнает, что прямую трансляцию смотрит сам президент. «Любопытно глянуть, как там моего предшественника показать собираются», – передает его слова человек из министерства. В театре паника, спектакль еще сырой, да и не хватает двух актеров. Впрочем, это мало кого волнует, и одного актера вполне можно заменить драматургом, а второго – тем же человеком из министерства. Главное в экстремальной художественной ситуации – не знать слова, а профессионально трепетать.

После небольшого фрагмента «верхи» заявляют, что в постановке не надо ни смерти, ни юмора, ни фарса. А на вопрос министра, как следует относиться к Сталину, господин президент отвечает уклончиво: одним глазом надо видеть тирана и палача, другим – великого строителя государства, а потому – «ступайте вглубь».

В спектакле Театра.doc актеры взаимозаменяемы, почти у всех двойные, а то и тройные роли, границы между которыми стираются. Сталина и Вольдемара играет один актер (Антон Кукушкин), и в какой-то момент Вольдемар и Сталин уже неразличимы: сталинизм вымывает в человеке все индивидуальное, а начинается там, где есть жажда власти.

В угоду президенту Вольдемар Аркадьевич решает показать, как молодой Сосо превращается в тирана, но параллельно тираном становится сам – и ему это позволяют. Рождение чудовища из духа курицы – реализованная метафора. Актер, играющий Сталина в юности (Владимир Гасанов), должен за обедом пожирать курицу так, словно мечтает видеть на ее месте людей. В этой несчастной курице спрятана разгадка: люди именно с такими куриными, мелкими душами становятся самыми жестокими. Вольдемар Аркадьевич в страхе не понравиться президенту кромсает текст пьесы и по-хамски ведет себя с труппой. Правда, униженные и оскорбленные порой оказываются не лучше. Актеры, снятые с ролей Хрущева и Берии, собираются донести на режиссера и в организации антисталинские, и в те, где Сталин – местночтимый святой. Оба мечтают, как потом косточки Вольдемара «будут глодать».

Сталинизм разрушает личность, и каждый из обитателей дьявольского театра вправе повторить вслед за главным героем: «Знают ли они, как тяжело быть императором? Да, тяжела ты, кепка Ильича...» Заканчивается спектакль немой сценой «Ревизора», финал остается открытым: Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить – до тех пор, пока каждый человек не победит его внутри себя. 


Читайте также


Папа Римский опять стал патриархом Запада

Папа Римский опять стал патриархом Запада

Милена Фаустова

Для чего Франциск восстановил исторический титул

0
2115
Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
1533
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
2102
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
2438

Другие новости