0
7261
Газета Культура Печатная версия

09.06.2022 19:51:00

Полярная болезнь косит не только жителей Крайнего Севера

В Театре.doc показали спектакль о жизни челноков 90-х

Тэги: театр.doc, спектакль, полярная болезнь, мерячение, челночницы, театральная критика


театр.doc, спектакль, полярная болезнь, мерячение, челночницы, театральная критика Фото сайта teatrdoc.ru

В Театре.doc показали спектакль по пьесе Марии Малухиной «Полярная болезнь». Эскиз спектакля под режиссурой Анны Куликовой был впервые представлен на сцене московского театра «Булгаковский дом» в рамках лаборатории драматургической программы Международного литературного конкурса им. М.А. Волошина. А сегодня воплощен в спектакль в новом пространстве театра на площадке Doc.Industrial.

Само название пьесы (спектакля) рождает странный ассоциативный ряд со словом «биполярный». Вспоминается медицинский термин «биполярное расстройство», характеризующий психическое расстройство, проявляющееся в виде аффективных, или депрессивных, а иногда и смешанных состояний личности. Причем думается, что такой ассоциативный ряд рождается не случайно, ведь то, что пережили героини, могло бы сломать дух любого мужика, не то что хрупкой женщины.

А автор пьесы напрямую отсылает нас к загадочной «полярной болезни». В конце XIX века русские этнографы зафиксировали распространенную среди северян экзотическую болезнь – мерячение. Жертвы этой болезни впадали в транс: пели песни на неизвестных языках, некоторые из них теряли самоконтроль и, словно под гипнозом, выполняли чужие команды. Некоторые шли за Полярной звездой, даже если им это грозило гибелью. Они тонули в море или замерзали в тундре. Местные жители назвали это состояние «общением с духами».

Ученые пытались найти свое объяснение происходящему. За много лет наблюдений у некоторых народностей и этносов исследователи установили, что филиппинский амок (немотивированная агрессия), среднерусское кликушество, малайскую болезнь лата, имубакко у народа айны объединяют два фактора: привязка к определенному региону и похожие симптомы. Эти симптомы напоминают безрассудное поведение пациента, некоторое сходство с шизофренией. Мерячение (или арктическая истерия) ограничено с юга полярным кругом, а на севере – чем дальше, тем ярче выражены симптомы.

В спектакле режиссер Анна Куликова замечательно обыграла полярную болезнь: после каждой сцены героини спектакля ритмично двигаются в некоем трансе и говорят речитативом песни-притчи народов Крайнего Севера.

Ну а сюжет пьесы таков: три женщины – юная, взрослая, зрелая – едут на Север. Никакой романтики, девушки – торговки. 90-е годы – это время, когда основным способом выживания стала продажа чего угодно и где угодно. Челноки везли товар из-за границы и распространяли по всей России. Особенно выгодно было торговать на Севере. Мало кто доберется в такую далекую холодную глушь, где мало людей и еще меньше товаров. Можно заработать много денег, проехав тысячи километров по бескрайней белой пустыне.

Но наши героини везут туда не продукты, а детские вещи. Надеясь, что их купят, потому что дети растут. И потому что любая мать купит прежде всего что-то ребенку. И везут они еще на продажу «радость» – красивое женское кружевное белье. Его по глупости взялась продать самая юная из трех женщин, 19-летняя Любаша (Пелагея Черная). Но наиболее опытная в продажах 33-летняя Валя (Ксения Бевзова) придумала с ходу яркий маркетинговый ход: продавать надо не белье, а мечту. Мечту о красивой жизни. И торговля случилась…

Челночницы по мере знакомства открываются друг другу и сближаются. У каждой из них своя собственная трагическая история. Они долгими часами едут в автобусе, иногда в их разговоры вклиниваются какие-то нелепые мужики. На протяжении длинного пути женщин встречают, сопровождают и оберегают невидимые герои древнего эпоса, духи севера.

Все три персонажа узнаваемы, героини типажны, как будто подсмотрены где-то в реальной жизни. Язык Вали ближе к базарному. Актриса не боится гротеска. Наивна и чиста поруганная Любаша. Ее героиня и в поездку едет-то, чтобы умереть. Потому что ей после изнасилования легче не жить, чем жить. Суховата, но только внешне Татьяна в исполнении актрисы Ольги Городецкой. Ее героиня – учительница, бросившая школу ради небольшой прибыли, чтобы обеспечить семью всем необходимым. Она и здесь, в поездке, учительница, потому что «бывших учителей не бывает», как справедливо замечает ее товарка Валя.

По сюжету пьесы челночниц и грабят, и поджигают, и пытаются убить, но они становятся только сильнее. Дружба и взаимовыручка помогают им в момент безысходности. Они явно вернутся из этой поездки обновленными, поверившими в себя и, главное, в возможность своего женского счастья.

Не случайно лейтмотивом спектакля стал шлягер 90-х в исполнении Татьяны Булановой: «Еще один раз прошепчу тебе: «Ты мой». Еще один последний раз твои глаза в мои посмотрят…» 


Читайте также


Она растаяла

Она растаяла

Марина Гайкович

Большой и Малый театры объединились в спектакле "Снегурочка" – к 150-летию первой постановки

0
5322
В театре "Маска" играют премьеру Антона Федорова

В театре "Маска" играют премьеру Антона Федорова

Елизавета Авдошина

Глазами Бовари

0
4828
Похождения бравого солдата

Похождения бравого солдата

Елизавета Авдошина

Премьера "Брехт. Швейк. Вторая мировая" в Студии театрального искусства

0
5158
Траурная сказка и дуракаваляние со смыслом

Траурная сказка и дуракаваляние со смыслом

Елизавета Авдошина

Столичные премьеры по Евгению Шварцу получились спорными

0
5408

Другие новости