0
5586
Газета Культура Печатная версия

23.04.2023 19:11:00

"Война и мир" не стала лучшим спектаклем сезона

Постановкам Римаса Туминаса и Андрея Могучего жюри присудило специальные призы

Тэги: театр, премия, золотая маска, номинанты, лауреаты


театр, премия, золотая маска, номинанты, лауреаты Нина Усатова получает спецприз жюри за спектакль «Материнское сердце». Фото РИА Новости

Церемония награждения лауреатов «Золотой маски» прошла в камерном формате. В атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко собрались номинанты, жюри, эксперты, журналисты. Соломоново решение: праздник состоялся, но то время, когда министру культуры можно было безнаказанно крикнуть из зала «позор», прошло: и организаторы постарались минимизировать риски. Лауреаты особенно горячо благодарили родных, близких и наставников в профессии. Или переходили на язык полунамеков, обозначая свое отношение к ситуации в театре, стране, мире. Евгений Цыганов косвенно посвятил свою речь Дмитрию Крымову, Нина Усатова – Андрею Могучему, и оба имени были встречены неосторожно искренними аплодисментами. Кирилл Крок имя Римаса Туминаса не назвал – но, конечно, подчеркнул, что успех и признание спектакля «Война и мир» – заслуга режиссера.

В категории музыкального театра потерь было немного, не был показан один номинант – опера Даниила Посаженникова «Твой отец жив, только об этом не надо говорить», скорее всего действительно по техническим причинам.

Жюри – его возглавлял режиссер Александр Петров, сюрпризов практически не преподнесло, хотя без курьезов не обошлось. Так, в категории «Оперетта/мюзикл» в абсолютные лидеры вышел спектакль Театра Наций «Кабаре»: награждены Александра Урсуляк, Олег Савцов (лучшие главные роли), Елена Шанина (роль второго плана), художник по костюмам Виктория Севрюкова, режиссер Евгений Писарев. Тем не менее (вместе с дирижерской «Маской» Татьяне Виноградовой) лучшим был назван спектакль «Три товарища» пермского «Театра-Театра». В таком решении есть некая непоследовательность, а мог бы быть не курьез, а прецедент, получи один спектакль все основные премии.

В остальных категориях награды распределились более или менее ровно: были так или иначе отмечены разные из представленных спектаклей. Так, лучшей балериной стала Елена Свинко, виртуозно исполнившая заглавную партию из балета «Катарина, или Дочь разбойника». Петр Поспелов, превративший сохранившийся репетитор Цезаря Пуни (две мелодии для скрипок, под которые раньше проходили занятия в классе) в изобретательную и местами остроумную партитуру на 650 страниц, был признан лучшим композитором, а сама постановка Сергея Боброва и Юлии Малхасянц была заслуженно признана лучшей. Это первая «Золотая маска» в копилке красноярского Театра оперы и балета им. Хворостовского. Это стало кульминацией работы Боброва в качестве худрука театра – в этом сезоне балетмейстер переехал в Софию.

За лучшую мужскую роль награжден Георги Смилевски-младший, своей актерской харизмой создавший бунтарский образ Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Две «Золотые маски» достались балету «Танцемания» (Большой театр): их получили дирижер Антон Гришанин, интерпретировавший новую партитуру Юрия Красавина, и хореограф Слава Самодуров, подаривший балетоманам (и жюри) полчаса чистой радости. Самодуров стал самым титулованным хореографом России, если измерять в «Золотых масках», конечно.

В современном танце лучшим был признан спектакль Ксении Михеевой «Место, которого еще не было» – проект, который, видимо, покорил жюри своей сложностью (этот спектакль был признан лучшим по световому оформлению в музыкальном театре – художник Эмиль Авраменко стал лауреатом). Жаль, что совсем не отмечена была работа хореографов из Татарстана Марселя и Марии Нуриевых «Дор», где замысел, объединявший пластику и музыку, форма и воплощение вызывают восхищение. Впрочем, минимальное количество наград в области современного танца – это до сих пор неразрешенная и неразрешимая проблема технического свойства: до тех пор пока в частных номинациях балет и современный танец будут соревноваться в одной категории, последний будет проигрывать, а выигрыш равен рождению звезды. Кажется, за последние 10 лет такое удалось лишь Владимиру Варнаве, обыгравшему Сергея Полунина, Леонида Сарафанова и Дениса Савина.

В опере симпатии жюри остались на традиционном поле: опера современного композитора Николая Попова «Curiosity» осталась без наград, остальные же номинанты так или иначе получили «Золотые маски». Лучшим спектаклем был назван «Мертвый город» театра Новая Опера. Первая постановка оперы Корнгольда в России действительно стала событием прошлого сезона, да и для самого театра в каком-то смысле открыла новую страницу. Это первый проект директора Антона Гетмана, обозначивший его программный курс. К тому же это эксперимент для самого театра, довольно рискованный, но оправданный и «Маской» за сценографию: Зиновий Марголин выстроил корпус спектакля, задействуя глубину оркестровой ямы, в то время как оркестр располагался позади двухъярусной конструкции на сцене. Увы, дирижер Валентин Урюпин, который принял этот вызов, не мог быть номинирован и уже не работает в театре. В корзину этого спектакля упала и премия за лучшую женскую роль, ее получила Марина Нерабеева, которую партия Мари/Мариэтты уже вывела в примы театра: певица встала на замену не приехавшей на постановку Елене Стихиной.

Ликует Петрозаводск – туда уехала «Маска» за лучшую мужскую роль: жюри оценило работу Павла Назарова, небанально интерпретировавшего дьявольский образ Тонио в «Паяцах». Хотя конкуренция как раз в этой номинации была велика: тут и звезда «Мертвого города» Рольф Ромей, и Константин Сучков, которому режиссером Владиславом Наставшевсом был предложен весьма нестандартный Онегин (Пермский театр оперы и балета). А постановщик за свое решение как раз и был выделен жюри. Дирижерская «Маска» досталась Валерию Кирьянову за музыкальное решение вердиевской «Аиды» в «Геликон-опере».

Два проекта, по мнению членов жюри, были выделены специальными призами. Александр Петров, вручая награды, сказал, что эти постановки не укладываются в понятие «лучший спектакль», а скорее попадают в категорию «явление». Так вот явлениями стали проект «L.A.D.» (Урал Опера Балет и компания JokerLab) – за театральный образ музыки Леонида Десятникова и спектакль по оратории Орфа «De temporum fine comoedia» (Дягилевский фестиваль в Перми и Дом радио в Санкт-Петербурге) – за синтез театральных, визуальных и музыкальных средств в спектакле. Теодор Курентзис на сцену не вышел, благородно уступив место женщинам – режиссеру, хореографу, художнице, чьи дебюты принесли проекту «Золотую маску».

В номинации «Эксперимент», в этом году довольно разнообразной, поднимающей и социально значимые темы – начиная с самоопределения личностного (смелые проекты «Ангелина», «Аэлита»), вопросы национальной идентичности («Улетают птицы»), жюри нашло удобный вариант в спектакле «Детство. Коромысли. Глава 3», где пение народных песен сопровождается толкованием фольклора, связанного с беременностью и рождением ребенка.

Жюри драматического театра и театра кукол также решило оставить львиную долю «Масок» в столице. Театр кукол им. Образцова забрал сразу три премии: персональную премию за главную роль в постановке «Я – Сергей Образцов» получил Евгений Цыганов, что было совершенно предсказуемо ввиду достаточно слабой конкуренции в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол», да и роль, зримо воплощающая взаимоотношения куклы и человека в театре, подталкивала к званию самой заметной. Две главные «Маски» достались постановке «Белая уточка», отмеченной за режиссуру (Борис Константинов) и как «лучший спектакль» в целом. Единственную, даже не просто региональную, а международную «Маску» увез художник спектакля Алтайского театра кукол «Паша» (Антон Болкунов из Алма-Аты), которого отметили за оригинальность подхода, его авторские мягкие куклы-лица действительно ни на что не похожи. Таковое распределение само по себе не вызывало бы, наверное, вопросов. Действительно, разве столичный театр может не быть сильнее провинциальных? Но то, что жюри абсолютно проигнорировало сильнейшую работу Петрозаводского театра кукол «Ревизор», где сложно даже взвесить, кто «лучше» – режиссер, художник или актеры, настолько это цельное и удивительное театральное событие (см. «НГ» от 03.04.23), – говорит о том, что конъюнктура здесь правит бал. Что наглядно продемонстрировали и розданные награды в драматическом театре.

Кирилл Крок, не скрывая шока от того, что Вахтанговскому театру присудили лишь «утешительный» спецприз жюри, попросил собравшихся в зале пожелать здоровья человеку, который создал выдающийся спектакль «Война и мир» и на днях должен пройти тяжелую операцию. Цензурные соображения каждый понимал по-своему: большинство лауреатов, наоборот, подчеркивали «запамятованные» имена режиссеров. И всякий считал своим долгом напомнить о том, что эти люди есть, они сегодня делают театр, с них начинается замысел спектакля, и отсутствие этой основополагающей номинации в драматическом театре на «Золотой маске – 2023» по политическим причинам не вычеркивает их из профессионального поля.

Особой трогательности речи, посвященные режиссерам, сказали Евгений Цыганов (актер отдал дань создателю прошлой своей «золотомасочной» работы «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» «Мастерской Петра Фоменко» Дмитрию Крымову) и Нина Усатова – своему проводнику в «сострадании по-шукшински» (народная артистка отмечена спецпризом «за создание образа русской женщины» в «Материнском сердце» БДТ им. Г.А. Товстоногова). Чтобы описать весь накал вечера, достаточно сказать, что «затянувшуюся» речь Усатовой прервали именно в тот момент, когда народная артистка объясняла, кто такой Андрей Могучий – педагог, режиссер, человек.

Да и полушуточное приглашение Цыганова поскорее посмотреть спектакли номинантов в театрах, чтобы не пришлось потом довольствоваться их кинокопией, сидящих в зале покоробило, хотя куда как актуально – половина работ в «драме» уже снята с репертуаров театров. Впрочем, то, как иронизировал на сцене над высокопарными словами в «ремарках» между награждениями коллег Евгений Миронов, не оставляло сомнений в том, что собравшиеся одинаково понимают сюрреализм происходящего.

Лидера из нового поколения режиссерского цеха косвенно обозначили иные награды. Антон Федоров получил смежную «Маску» за вклад художника по костюмам (вместе с Александром Стройло) в своей же режиссерской работе («Морфий» псковского театра), его «Ребенок» Камерного театра Воронежа признан «Лучшим в малой форме». А вот художник Ольга Шаишмелашвили заслуженно забрала награду за оформление «Серотонина» петербургского театра «Приют комедианта», где сценография работает на впечатление зрителя наравне с актерскими работами.

Огромная конкуренция в номинантах драматического театра к финалу премии резко сократилась, нельзя же отметить актерские работы списанных, то есть запрещенных, спектаклей. Однако некоторые персональные «Маски» оказались даже на этом конъюнктурном фоне честными. Виктория Верберг награждена за роль королевы Елизаветы в «Марии Стюарт» Петра Шерешевского в МТЮЗе, отмечен и ее партнер по сцене Сергей Погосян (Барон Берли). У обоих – блестящие не только за спектакль, но и за многие годы работы в театре роли. А вот об объективности в центральных номинациях говорить сложнее. Хоть и радостно, что «Лучшим спектаклем в большой форме» по праву стал «Р» Юрия Бутусова и Михаила Дурненкова в «Сатириконе», но та же «Война и мир» вахтанговцев – спектакль беспримерно более сложно сделанный. Другой вопрос, что в отличие от первого случая во втором идейный посыл спектакля и театра, который активно теперь поддерживает новую государственную идеологию, – расходится. Еще более неоднозначная ситуация сложилась с «Лучшей мужской ролью в драме», «Маска» за которую вручена новосибирцу Анатолию Григорьеву (Каренин в спектакле театра «Старый дом»), странным образом обошедшему куда более серьезных номинантов начиная с самого Константина Райкина. 


Читайте также


Глубокая простота заповеди в театре "Шалом"

Глубокая простота заповеди в театре "Шалом"

Елизавета Авдошина

Яна Тумина поставила "Люблинского штукаря" в совершенно необычном жанре

0
581
Современный театр начинается с менеджера

Современный театр начинается с менеджера

Наталья Савицкая

Важно научиться думать о том, насколько с тобой комфортно работать остальным

0
2434
 Концерт  "Театры Москвы – Булату Окуджаве"

Концерт "Театры Москвы – Булату Окуджаве"

0
1259
Штурмуя небеса

Штурмуя небеса

Артем Комаров

О феномене творчества Андрея Бычкова

0
1297

Другие новости