0
21099
Газета Культура Печатная версия

10.07.2024 09:00:00

Повлияют ли на Россию "виниловые санкции"

Продюсер Алексей Пилюгин рассказал "НГ" о том, как создаются и распространяются альбомы на аналоговых носителях

Тэги: ес, антироссийские санкции, запрет, экспорт винила, виниловые пластинки, производство, алексей пилюгин, интервью

On-Line версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


ес, антироссийские санкции, запрет, экспорт винила, виниловые пластинки, производство, алексей пилюгин, интервью Производство пластинок – своя галактика со своей физикой и метафизикой. Фото Reuters

После принятия 14-го пакета санкций ЕС, запрещающего экспорт в РФ винила, его производных и полимеров, выяснилось, что в России существует солидный рынок виниловых пластинок – распространялась неверная информация о том, что все уже отправленные из-за рубежа поставки будут уничтожены на таможне. Виниловые пластинки в последние годы стали неотъемлемой частью индустрии звукозаписи. Об этом корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ рассказал продюсер Алексей ПИЛЮГИН, на чьем счету – известные альбомы Дениса Мацуева (в том числе «Неизвестный Рахманинов», который был записан на вилле «Сенар» в Швейцарии, сольный концерт пианиста нью-йоркском «Карнеги-холл» и другие), работа с лейблом Мариинского театра, плотное сотрудничество с Sony Music, прерванное в последние два года.

Технологический прогресс перевернул сферу звукозаписи. Зритель ориентируется на цифру. А продюсер?

Дело в том, что продюсер не создает музыкальную запись – это делает артист, и не продает её – этим заняты профессиональные структуры внутри лэйблов. Продюсер создаёт музыкальный альбом именно как продукт – в горячей спайке с теми и с другими. Нечасто встретишь продюсера, который не только создаёт альбомы, но и формирует вокруг него рыночное предложение, выводит его за руку на полки как «товар». Учитывая то, что с одной стороны у продюсера мощнейший человеческий фактор – артист (оркестр) со всеми творческими вытекающими, а с другой мощная отлаженная деловая «машина» – лэйбл, работа продюсера нередко напоминает гибрид алхимика с инженером, и ориентиры у него соответствующие. Моя задача – организовать процесс, чтобы все его винтики крутились четко и слаженно.

Еще 20 лет назад мы гонялись за CD, переписывали – сегодня коробки лежат в шкафу и даже слушать не на чем. Вы же вводите в обиход забытый формат – винил. Это бизнес или эстетика?

– Дискурс упоительный! А как бы вы охарактеризовали производство дорогих марок швейцарских часов ограниченными партиями? Это бизнес или эстетика? Это вовсе не отстранённое, но эффектное сравнение, на деле всё довольно близко по сути, особенно в сфере академической музыки. Ведь сегодня можно вообще не заботиться о сверке времени, который час можно узнать в салоне автобуса, в метро, в автомобиле, на экране мобильного телефона, наконец. Но мы же тянемся к наручным часам как к рукотворному механизму, как к аксессуару, часто дорогому и изысканному. Так же и в сфере слушания музыки. Субъективная культура слушателя, его привычки и обстановка имеют непосредственную связь с тем, воспроизведения какому качеству воспроизведения он отдаёт предпочтение. Привычно было бы слушать яркий танцевальный хаус, джангл, гранж или джаз-фанк за рулём автомобиля в движущемся потоке без оглядки на битрейт композиции и тонкую настойку эквалайзера. Модный рэп с его размеренным ритмом низких ударных, томным речитативом о нелёгкой судьбе уличных банд Лос-Анджелеса или буйных голов из тюрем Оренбургской области вполне уживчив в полновесных наушниках подростка. Подросток (образ собирательный в нашем случае и, пожалуй, самый третируемый клиент лэйблов) доволен всем, счастлив от так называемого вайба, и работа для такого слушателя с источником, тонокомпенсатором или программным кроссовером – это или технологическое хобби, или просто причуда. Но всё меняется, когда слушатель находится один в помещении, когда у него есть желание слушать музыку для себя на достойном сетапе ли или по-настоящему высококачественной системе «всё в одном», либо через качественный усилитель в наушниках высокой детализации. Этот слушатель пришёл к тому, чтобы услышать музыку. Не послушать фоном, листая треки под совпадение с настроением, а именно услышать, его внутреннее состояние и желание слушать совпадают – вот здесь в этой комнате и начинается наш с вами разговор. Взять в руки альбом, ощутив его во всей полноте восприятия: слухового, визуального, тактильного и даже с помощью обоняния – вовсе не одно и тоже со свайпом по экрану смартфона.

Недавно взял в руки «Тени в раю» Ремарка и выписал одну фразу, которая очень схожа с тем самым восприятием, о котором мы говорим сейчас. «…Вещи начинают говорить только тогда, когда на них долго смотришь. А те вещи, которые говорят сразу, далеко не самые лучшие». Вот тут мы и продолжим разговор и о самой музыке, упакованной в альбомы, и о достоинствах CD, винила, катушек и о швейцарских часах, и о результате работы продюсера.

А винил сегодня делается как в старые времена? Или технологии и здесь вмешались? Не обманка ли это? В том смысле, что держишь в руках пластинку, а по сути, это запись, перенесенная с помощью компьютера?

– Актуальный вопрос. О том, как именно делается сама виниловая пластинка хорошо бы поговорить с тем, кто её производит на заводе. Это тема для инженеров-алхимиков, там и правда есть множество нюансов – от гравировки путём травления лака специальной иглой с покрытием лака металлом, изготовление «негатива», «матрицы» и «пресса» – до химсостава самого пластика, устройства пресс-станка, контроля балансировки, типографии и клея яблок к телу пластинки и т.п. Производство – своя галактика со своей физикой и метафизикой.

Скажу о звуке. Сегодня в угоду моде можно встретить множество записей на виниле, слепо перенесённых с CD. И так бывает, хотя, конечно, назвать это порядочным не могу. Адаптация же мастер-записи для винила, записанной изначально с помощью устройства АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) – будничная практика и в ней нет ни чего, на мой взгляд предосудительного, если сама запись априори была сделана с АЦП, а конвертация проводится в профессиональной студии, где делом занят профессионал. Теряется ли что-то? Теряется, увы, но давайте будет реалистами.

Любые аудиосигналы (наша с вами устная речь или музыка), воспринимаемые ухом человека, имеют аналоговую природу. Существуют записи цифровые (устройство АЦП на микрофоне) и существуют аналоговые (перенос механических колебаний в электрические), и есть способы адаптации цифровых записей к аналоговым носителям.

Если говорить о преимуществах аналогового звука на виниле, то нередко к ним относят достойную глубину, сбалансированность низких частот и живость верхних нот. Субъективно говоря – крайне сложно устать от прослушивания аналоговых записей на высококачественной аппаратуре, чего не скажешь о цифре. Однако и недостатки общеизвестны: посторонние шумы, старение носителей, влияние внешней среды.

Звучат ли достойно неадаптированные к аналогу цифровые записи? Да, вполне. Однако куда интереснее подчас звучат те, которые были записаны априори как аналоговые, или те, которые были профессионально адаптированы. Есть ограничения законов физики, обойти которые невозможно – есть ход иглы на головке с подвижным магнитом винилового проигрывателя, следовательно есть и ограничения по воспроизведению.

Какие сложности испытывает российский сегмент отрасли, насколько мы «завязаны» на западном оборудовании, специалистах, каналах распространения? Доходят ли записи, выпущенные в России, до западного слушателя?

– Скажу прямо, что у меня мало компетенции говорить об оборудовании. Есть крупный завод в США, есть крупный завод в Германии и есть фабрики в других странах в том числе Италии, в Латвии и т.д. В России есть один единственный завод, специализирующийся на производстве винила. И хотя есть способы и возможности производить музыкальные альбомы несмотря на международные ограничения, на данный момент мы предпочитаем работу с российским производителем, и потому что и качество достойное, и контроль качества доступен на всех стадиях производства. В плане производства продукции мой выбор очевиден.

Теперь о специалистах и каналах распространения. Если мы говорим строго о звукозаписи, то в том сегменте индустрии под условным названием «классика» мы ранее были не так сильно зависим от коллег из-за рубежа. Если мы рассуждаем об индустрии звукозаписи (что включает и распространение), то увы-увы, нарушена десятилетиями сложившаяся модель и структура работы целой отрасли. Вот матчасть. Весь процесс подводки любого альбома к производству и реализации обывательски делится на две составляющие «продакшн» и «постпродакшн». Это профессиональная терминология. Если её адаптировать на общедоступную речь, то получилось бы примерно так: от планирования, подготовки и проведения записи – к студийной обработке и выдаче мастер-записи. И кто нам нужен здесь кроме пространства зала, оборудования, музыкантов и звукорежиссёров? По сути, никто и не нужен. Продюсер подразумевается, как бы априори, если альбом выпускается как первоклассный товар. Уровень отечественных симфонических оркестров (столичных и некоторых региональных) – высок, российская дирижёрская школа – удерживает авторитет, солисты – наш выбор, звукорежиссёры – в России их единицы буквально, но тем ценнее их труд. Специализированные студии звукозаписи – увы, канули в лету, но альтернативой доступно пространство концертных залов и их акустические особенности. Обобщим одним словом – справляемся.

Если же вести речь о дистрибьюции музыкальных альбомов, на физических носителях и в цифровых магазинах, то с уходом так называемых мейджоров стало работать трудно. Не критически трудно, но трудно ровно настолько, как если бы вдруг за двери вышел директор управляющий компании со всей своей командой администраторов, техников и инженеров и оставил вас наедине с коммуналкой. Страшно? Нет, но крайне хлопотно, а те оставшиеся от прежней команды мейджоров, креативно переименовавшие себя и забравшие «брошенные» каталоги российских исполнителей, вынуждены специализироваться на чём-то либо неблизком, либо вовсе на подростково-ориентированных ритмах. Можем ли мы разместиться «везде»? Можем, хоть и в урезанном объеме – и по качеству, и по географии, и по модели. Будем честны, ушла целая и цельная индустриальная система, модель со сложившейся (а это ох как важно) структурой, коммуникациями, порядком и правилами, то есть с качеством бренда – и это проблема.

Записи приносят доход?

– Если мы говорим с вами о предельно узком и тонком рынке академической музыки и продажах альбомов в короткие сроки, то это вполне возможно. Но только если мы ведём речь о переиздании невысоким тиражом ранее изданного альбома артиста-«идола», желательно с популярным репертуаром, под обещания артиста прямо или косвенно «пиарить» этот альбом. Инвестиция в запись равна нулю. Инвестиция в постпродакшн тоже равна нолю. Смета на изготовление тиража альбома, гонорар музыканта, тонкая настройка по магазинам – и вперёд! А если спросите о записях с оркестром или записи тех, кого принято называть «мастера сцены», то о серьезном заработке речи быть не может по причине низкой востребованности академической музыки. В лучшем случае можно вернуть расходы при комбинированных продажах билетов на концерты с альбомами. Академическая музыка – это музыка интеллектуальная, буквально требующая от слушателя возраста созревания, незаурядной подготовки и избыточного внимания, и у меня всё больше сомнений, что ей можно размашисто торговать в отрыве от контекста концертного сезона самих музыкантов, записавших альбом, и их гастролей.

На мой взгляд, значение звукозаписи как индустрии – сложнее, чем просто деньги в имидж и рекламу. Я считаю, что аудиовизуальная запись, звукозапись как процесс и результат во всех ипостасях – от архивов и прямых радиоэфиров, до записи саундтреков и издания музыкальных альбомов, от также размещения треков в социальных сетях до публикаций видео в Интернет – всё это неотъемлемый элемент жизнедеятельности музыки, пульс творчества, один из показателей сложной комплексной организационно-творческой работы музыкантов и коллективов, способ их рефлексии, выраженный наглядно самоанализ, художественная рекурсия или даже аудит работы. Упростив: наш музыкальный каталог и его ретроспектива – это калька нашей работы, её аттестация, если хотите. Безусловно, в академической музыке есть и ещё одна мощнейшая мотивация, о которой догадываются многие, но немногие с легкостью это сформулируют. Присутствие ваших записей в одном каталоге с записями Аббадо, Мути, Маазеля, Дудамеля и Тилеманна не ставит вас на один уровень с этими выдающимися музыкантами. Но это явно и ясно характеризует профессиональной критике и широкой общественности ваш творческий статус в его состоявшейся полноте или взрывной динамике, мотивирует к профессиональному развитию и вас, и звукозаписывающую компанию ничуть не слабее, чем уверенная победа на престижном конкурсе или участие в одном из лучших мировых фестивалей.

Есть ли скрытые, не заметные обывателю тенденции в области звукозаписи? Что сейчас на волне, или может быть, какие-то ноу-хау, которые приведут к очередному прорыву в этой области?

– Скрытые или незаметные широкому кругу тенденции? Мне представляется, что нет. Всё так или иначе известно. Говорят об очередных «новых» форматах от Dolby с кодировкой сигнала по множащимся акустическим системам, над положением которых в пространстве трудятся маги-инженеры. И даже в «классике» это переросло если не в тренд, то точно в модную тенденцию. Однако, как и во всех подобных случаях, для полноты восприятия требуется и новое оборудование…

Как сама музыка переплетена с развитием инструментального аппарата и композиторской мысли, так и звукозапись неразрывно развивается вместе с музыкой, технологиями её воспроизведения и культурой потребления. Сколько удивительных стадий истории прошла звукозапись за полтора столетия и сколько копий сломано над совершенствованием обретения звука до его воспроизведения! Сейчас наступает эта искусственного интеллекта, который, возможно, удивит нас. Есть все основания полагать, что с течением времени появятся новые специалисты, музыкальные технологи, кто с помощью нейросетей смогут предложить что-то действительно новое и стоящее музыкальной индустрии. А пока ценители музыки, как и прежде, возвращаются в те самые комнаты к собранным ими вручную сетапам или системам «всё в одном», выбирая вручную то, что им хочется здесь и сейчас: сбалансированность винила или естественное звучание катушечного магнитофона, или бесшумность компакт-диска, а может быть бескомпромиссная универсальность стриминговых платформ.

 



статьи по теме


Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1404
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1706
Общий износ сетей водоснабжения в стране достиг 75%

Общий износ сетей водоснабжения в стране достиг 75%

Михаил Сергеев

Пятая часть систем забора и очистки требует замены

0
1677
Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Наталья Приходко

Варшаве не понравилось, что Киев исключил ее из числа ключевых партнеров

0
1338

Другие новости