0
6715
Газета Культура Печатная версия

14.11.2024 18:22:00

"Бременские музыканты" с изнанки

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

Тэги: новосибирск, театр, старый дом, премьера, бременские музыканты, интерпретация, рецензия


новосибирск, театр, старый дом, премьера, бременские музыканты, интерпретация, рецензия Трубадур и его банда. Фото Виктора Дмитриева со страницы театра в «ВКонтакте»

В новосибирском театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Е-ЕЕ-ЕЕ! / Бременские музыканты». Главный режиссер театра Антон Федоров бросил вызов трендам сегодняшнего дня: в его интерпретации нет ни следа заигрывания ни с культовым для советского зрителя текстом, ни с самим зрителем. Однако от этого спектакль только выигрывает.

Театр сознательно выставляет маркировку 16+: это постановка совсем не для детей. Сознательно избегаем слова «сказка», ибо сказочного здесь практически нет. Напротив: все сказочные мифологемы сняты, события вполне реальны – и весьма неприглядны.

Да и наивно-романтичного, по правде сказать, тоже мало. Герои этого спектакля – застрявшие на обочине жизни хиппи и панки, когда-то питавшие иллюзии по поводу любви и свободы, сегодня, как кажется, просто влачащие жалкое существование где-то на цветочной поляне (советские ковры) и среди сосен-великанов (на видеопроекции, автор – Владислав Щетинин). Маски животных появятся лишь как галлюцинация, когда «музыканты» пугают накурившихся «разбойников».

Живут они все вместе: и Осел (Анатолий Григорьев), и Кот с беременной Подругой (Александр Шарафутдинов и Наталья Пьянова), и Пес (Виталий Саянок), и Петух (Тимофей Мамлин), и разбойники (Евгений Варава, Алексей Ефимов, Дмитрий Иванов) с Атаманшей в исполнении Анастасии Белинской, очаровательной великаншей-недотепой в кожаной куртке с вызывающей хохот надписью «нате» на спине.

Здесь же и Трубадур (Арсений Чудецкий), и Король с Принцессой (Юрий Кораблин и Лилия Мусина), все богатство которых сводится к трейлеру, что, впрочем, по меркам отшельников совсем немало, и даже Сыщик (Василий Байтенгер).

Аранжировка песен блистательно сделана Григорием Калининым и Сергеем Шайдаковым: то ли рок, то ли психоделика с ностальгическими нотами трубы из зала (Данила Кобышев). Играют и поют артисты сами, и делают это очень выразительно.

Режиссер кидает зрителю «пасхалки». «Мы к вам заехали на час… сорок пять – пятьдесят», – говорит Рассказчик (Андрей Сенько), вызывая хохот. «Только не за бочок!» – беспокойно вскрикивает во сне Петух.

Рассказчик, с чашкой чая, тихонько, в усы пробубнит знакомый по пластинкам текст: а в этом время на поляне развернется нешуточная драма, в которой нет-нет да и мелькнет что-то узнаваемое и болезненное.

Безусловно, Король не в восторге от Трубадура, который гораздо больше, чем Кот и Пес, похож на животное: безумный взгляд, постоянно высунутый язык (тут впору погуглить про квадроберов). «А дальше что?» – ставит Король разумный вопрос Трубадуру, который вознамерился жениться на Принцессе. Вопрос риторический. Отца, который из заливаемого дождем окна наблюдает за беснованием по поводу превращения Принцессы в Трубадурочку, становится  неимоверно жаль. Очевидно, когда-то он потерял жену, не выдержал горя и сдался под натиском обстоятельств – достраивает воображение его биографию. Но хочет для дочери иного. И потому идет на сделку с совестью: Сыщик трижды требует у него слова «действуй!» и получает его – но с большим трудом. Юрий Кораблин играет не канонического шута, которого хочется оболванить, а скорее трагическую фигуру, героя, которому по-настоящему сопереживаешь. «Действуй!» – и Сыщик с американским акцентом начинает «работу»: натравливает панков на хиппи. И вот уже развязана нешуточная война, где те, кто вчера дружно пьянствовал и делил ковер, идут друг на друга с кулаками.

Жертвой падет и сам Король – его закатают в пресловутый ковер, чтобы не мешал влюбленным. Неуютный мир одиночек, которых когда-то объединяли идеалы, рушится. А дальше встает вопрос: хотят ли герои найти путь к спасению? Вот здесь вступает в свои права сказка. Из полного хаоса (на сцене и в проходах зала «смешались кони, люди») звучит голос: «Простите меня» – и словно отрезвляет окружающих, которые вдруг понимают, что обрели основу для мирной жизни. А финальная баллада «Луч солнца золотого» дает надежду – призрачную, но желанную.  

Новосибирск–Москва


Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
1689
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
1500
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
1265
Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
2897

Другие новости