0
3282
Газета Экономика Интернет-версия

31.08.1999 00:00:00

Рентная природа налогов игнорируется


1════ 2

Отметим, что величина абсолютной ренты в наших расчетах в процентном выражении (10% объема валовой продукции) находится в пределах ставки долгосрочного банковского кредита - порядка 5-6%, принятой в мировой практике. Это и есть цена земли (природных ресурсов), или капитализированная рента, размеры которой во многом определяются средней нормой прибыли в каждой конкретной стране.

Следовательно, через систему регулируемых цен и такой инструмент, как налог с оборота, в централизованный бюджет государства поступала большая часть абсолютной ренты. Туда же с помощью налогообложения прибыли поступала и значительная часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией и разработкой лучших природных ресурсов. Таким образом, по сути, негласное признание наличия в хозяйственной практике абсолютной ренты в реальности приводило к ее изъятию прежде всего через налог с оборота. Именно абсолютная рента и составляла основную массу бюджетных поступлений через налог с оборота. В то же время дифференциальная рента изымалась с помощью налогообложения прибыли и других видов чистого дохода. Те и другие рентные платежи в сумме составляли рентные доходы, которые официально относили лишь к наличной величине дифференциальной ренты. Возможно, в прошлом при полном господстве государственной собственности эта разница понятий не имела особого значения, но она приобретает новый смысл в современной России, когда значительная часть рентных доходов не контролируется государством и не поступает в федеральный бюджет.

АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА В СТРУКТУРЕ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР В 1987-1989 ГГ.
(в фактических ценах, млрд. руб.)
════ 1987 1988 1989 В среднем за три года
Валовая продукция 94.5 96.3 95.9 95.6
Прибавочный продукт 24.7 24.4 22.6 23.9
Прибыль 14.4 14.2 13.1 13.9
Абсолютная рента 10.3 10.2 9.5 10.0
Удельный вес ренты в валовой продукции (%) 10.9 10.6 10.0 10.5

Таблица составлена по данным межотраслевых балансов производства и распределения продукции в народном хозяйстве СССР за 1987-1990 гг.
Статежегодник "Народное хозяйство СССР в 1990 г." М., 1991. сс. 22, 292-297

Сейчас число рентообразующих отраслей, т.е. способных давать крупные рентные доходы, сокращается. Практически лишь топливная и горнорудная промышленность еще в состоянии реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось. Понятно, что резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях, ранее поступавшей в государственный бюджет. По данным 1996-1997 гг., поступление ренты в федеральный бюджет РФ по сравнению с 1989 г. сократилось более чем в 4 раза.

Наши расчеты показывают, что той фантастической ренты (некоторые экономисты называют цифру в 40-50 млрд. долл.) все же нет в действительности. И освободить всех граждан РФ от уплаты подоходного налога и НДС на основе введения единых рентных платежей по предприятиям ресурсодобывающих отраслей, как предлагается отдельными экономистами, очевидно, не удастся, тем более сейчас, в современной России.

А вот использовать систему рентных платежей для других целей, в частности решения проблемы воспроизводства ресурсного потенциала и создания условий для постоянного пополнения источников кредитных вложений в добывающих отраслях, прежде всего северных регионов, вполне возможно.

Основанием для включения фиксированных рентных платежей (в размере абсолютной ренты, или 10% валовой продукции добывающих предприятий) в себестоимость производства является право государства как главного собственника земли и недр на сдачу своей собственности в аренду за соответствующую плату. Кроме того, в современной России, где сокрытие доходов достигло высокой степени искусства, изъятие рентных платежей через себестоимость полностью гарантирует открытость этих доходов и равномерность их поступления в бюджетную систему РФ. Одновременно это предполагает и введение в том же размере платежей на экспортную продукцию, поступающих в федеральный бюджет (10% ее стоимости по мировым ценам). Оба вида платежей будут означать суммарную реализацию абсолютной ренты, или полное ее поступление в бюджет.

В целом величина ренты, реализованной в бюджетной системе современной РФ, не столь значительна, чтобы с ее помощью или за ее счет полностью решить все проблемы, связанные с бюджетным финансированием того объема капитальных затрат, который за пределами реальных возможностей большинства предприятий добывающей промышленности. Поэтому реформирование рентных отношений следует начинать с определения и более эффективного использования той части ренты, которая уже поступает в федеральный и региональные бюджеты. Например, по нашим расчетам, 10% валовой продукции топливной промышленности относятся к абсолютной ренте, и в 1998 г. эта величина составила почти 29 млрд. руб. Возможно, это довольно скромная цифра, и значит, этой суммой необходимо распорядиться наилучшим образом.

Прежде всего для этого нужна система изъятия рентных доходов и государственного (федерального) контроля за использованием всех этих средств. И первоначальным этапом должно быть решение проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе четкого учета и распределения абсолютной ренты, включаемой в производственные затраты предприятий добывающей промышленности.

В 80-е гг. в среднем по СССР в себестоимости продукции топливной промышленности доля расходов на геологоразведку и промышленное освоение достигала 25% всех производственных затрат. Если перенести прежние нормативы на условия современной России, то окажется, что подобные расходы сейчас необоснованно сокращены. Например, только в топливной промышленности (по данным 1998 г.) такие расходы должны были бы составлять порядка 45-50 млрд. руб. ежегодно, в действительности же они не превысили 11-12 млрд. руб., т.е. налицо их сокращение в 4 раза по сравнению с требуемым нормативным уровнем.

Таким образом, именно абсолютная рента и в условиях современной России должна оставаться в полном распоряжении государства. Государство (в лице федерального Центра) как собственник природных ресурсов имеет преимущественное право на присвоение всей величины абсолютной ренты с помощью установления определенной системы ее изъятия, отвечающей существующим условиям. В частности, может быть использован и такой способ, как изъятие ренты через себестоимость продукции в сельском хозяйстве и добывающих отраслях.

Усиление рентного фактора в налогообложении будет способствовать и укреплению экономической основы федерализма, поскольку значительная часть ренты (прежде всего абсолютная рента) принадлежит всем и может по праву перераспределяться между регионами страны, независимо от формального наличия или отсутствия минерально-сырьевых ресурсов. Очевидно, что ресурсодобывающие регионы ставятся в относительно равные условия с другими регионами при распределении средств на социально-экономическое развитие, конечно, с учетом специфики жизнедеятельности в этих районах. В то же время они имеют преимущественное право на выделение средств целевого назначения на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

1════ 2


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
903
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1092
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
533
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
365

Другие новости