0
878
Газета Экономика Интернет-версия

24.01.2002 00:00:00

Газовый рынок уперся в трубу

Тэги: газпром, монополия, ресурсы


Уже третью неделю тема "посадки" менеджеров нефтехимической компании "СИБУР" остается предметом волнения для отечественных бизнесменов. На днях Российский союз промышленников и предпринимателей высказался в их защиту. Однако у многих членов РСПП ситуация с "СИБУРом" не может не вызвать вздоха облегчения. Нефтяным компаниям есть на что обижаться - на газпромовскую "дочку". Ведь им все еще приходится сдавать "СИБУРу" попутный газ, являющийся побочным продуктом нефтедобычи, по совершенно невыгодным ценам. Де-факто ситуация на этом рынке меняется. Совсем скоро вопросом о законодательном регулировании рынка попутного газа займется и российское правительство. Недавно Министерство экономического развития и торговли представило в кабинет министров свои предложения по его либерализации. Судя по всему, вопрос о попутном газе будет рассмотрен правительством еще до конца первого полугодия.

Как отмечает Минэкономразвития, большая часть российских перерабатывающих мощностей была построена для переработки попутного газа, добываемого из нефтяных месторождений Западной Сибири. В этом регионе все газоперерабатывающие заводы принадлежат одной компании - ОАО "СИБУР-Тюмень". Это, напомним, те самые ГПЗ, которые были выведены из "СИБУРа", и та самая компания, деятельность которой сегодня вплотную расследуется прокуратурой. "СИБУР-Тюмень" является монопольным потребителем попутного газа нефтедобывающих предприятий Западной Сибири. Ежегодно в России добывается около 30 млрд. кубометров попутного газа, из них в Западной Сибири - 23-24 млрд. Их этих объемов для переработки на ГПЗ Западной Сибири поставляется лишь 11-12 млрд. кубометров. Альтернативой переработки является закачка попутного газа обратно в нефтяной пласт или сжигание его на факеле.

Если на Западе, как правило, нефтедобывающие предприятия и ГПЗ входят в состав вертикально-интегрированных структур, то в России подчас все наоборот. После акционирования и приватизации российской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности большая часть производственных мощностей по нефтедобыче, с одной стороны, и по переработке попутного газа, с другой, стали принадлежать разным собственникам. Анализ предложений Минэкономразвития позволяет сделать вывод о том, что основным условием для либерализации рынка попутного газа является приобретение нефтяниками ГПЗ. А это в нынешней ситуации есть лишь вопрос времени.

В документах министерства говорится, что сегодня нет объективных ограничений для либерализации цен на попутный газ. В то же время "моментальный отказ от госрегулирования цен в связи с отсутствием времени на подготовку договорной базы между контрагентами и принятие решений об альтернативном использовании попутного газа его производителями может привести к нарушению работы газоперерабатывающего комплекса Западной Сибири". Для отказа от регулирования необходимо сформировать альтернативные возможности использования попутного газа нефтяными компаниями. Речь как раз идет о приобретении нефтяниками ГПЗ (некоторые компании, кстати, начали строить их самостоятельно), а также о приобретении энергетических установок для производства тепла и электроэнергии.

Однако основным препятствием либерализации рынка попутного газа является "отсутствие свободного доступа его переработчиков на рынок сухого газа, в частности в связи с монополизацией газотранспортной системы". Иными словами, речь идет о недискриминационном доступе нефтяников к трубе "Газпрома". Разговоры об этом ведутся уже не один год, и пока газовой монополии удавалось отстаивать свои позиции, хотя Федеральный закон "О газоснабжении в РФ" оговаривает необходимость такого доступа. Теперь же Минэкономразвития предлагает правительству вновь задуматься над созданием экономического механизма, "который стимулирует собственника магистральных газопроводов предоставлять нефтяным компаниям и другим производителям сухого газа услуги по его транспортировке из района производства потребителям".

До решения этого вопроса ни о какой либерализации рынка попутного газа не может быть и речи. Поэтому Минэкономразвития предлагает принять меры, которые фактически станут "разумным компромиссом между желанием повысить качество имитации рынка и желанием упростить процесс регулирования". Согласно существующему порядку, цена на попутный газ устанавливается раз в год. Однако реальный рынок функционирует непрерывно, и появление на нем новых факторов может приводить к изменениям цены. В силу этого временной лаг в один год слишком велик. По мнению экспертов Минэкономразвития, длительность регулируемого периода должна быть сокращена по крайней мере до полугода. Если правительству не удастся быстро стимулировать "Газпром" на предоставление доступа к его транспортной системе и ценовое регулирование сохранится на длительный период, то тогда будет разумным сократить и этот лаг регулирования, считают в министерстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
914
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
736
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1197
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
871

Другие новости