В Белом доме снова ищут лекарства от кризиса. Фото Льва Исраеляна
«Простых мер бюджетного или денежного стимулирования экономического роста, которые дают быстрый эффект, к сожалению, не существует», – пишут сотрудники Института Гайдара Георгий Идрисов и Сергей Синельников-Мурылев.
«Выпуск крайне слабо реагирует на увеличение госрасходов», да «возможности наращивать госрасходы в средне- и долгосрочной перспективе также отсутствуют», – утверждают экономисты в своей статье, которая опубликована в последнем номере журнала «Вопросы экономики».
Эмпирические данные говорят о том, что общий уровень госрасходов положительно влияет на экономический рост только до определенного уровня, сверх которого возможно и отрицательное воздействие, пишут экономисты. Другими словами, рост госрасходов иногда просто блокирует экономический рост.
В 1999–2012 годах в России не было заметной связи между уровнем госрасходов и экономическим ростом. В периоды относительно низких госрасходов наблюдалось как ускорение, так и замедление роста. Это же справедливо и применительно к периодам высоких расходов.
«Единственным решением остаются поиск и формирование предпосылок долгосрочного роста как в структуре расходов, так и в бюджетных институтах: меры должны быть направлены на увеличение объемов и улучшение качества факторов производства – человеческого и физического капитала», – делают вывод экономисты. По их мнению, власти должны сосредоточиться на развитии инфраструктуры, транспорта и связи, совершенствовании общественных институтов. «При этом глубина этих мер критически зависит от политической воли и готовности руководства страны к реформам», – пишут авторы исследования. Но тяга нынешнего руководства к реформам или к утверждению общественных институтов хорошо известна. Поэтому легко предположить, что к тому самому «единственному решению», которое рекомендуют в Институте Гайдара, власти обратятся не скоро. А из этого прямо следует, что нынешнее балансирование на грани спада может тянуться годами. Независимые эксперты, как правило, отказываются прогнозировать – через сколько лет Россия сможет выйти на траекторию роста ВВП больше 3–4% в год.
«Если рассматривать стимулирование с помощью роста госрасходов в отрыве от других мер, то можно сделать вывод о низкой эффективности данного метода. Действительно, этот способ стимулирования плохо работает в условиях равновесного выпуска, близкого к потенциальному. Но сейчас правительство переориентирует бюджетные потоки на инфраструктурные проекты, которые должны повысить производительность труда и дать толчок к качественному росту ВВП. Известно, что не так давно правительство решило инвестировать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что может стать стимулом для малых и средних предприятий как субподрядчиков крупных инвестпроектов», – считает аналитик холдинга «Финам» Антон Сороко. Тем не менее, по его словам, в структуре бюджета РФ сейчас существует некоторый перекос в сторону оборонки, тогда как эффективнее было бы направить эти средства на развитие здравоохранения и образования. «Правда, в краткосрочном периоде оборонная промышленность также обеспечивает рост экономики, но в долгосрочной перспективе инвестиции в человеческий капитал могли бы обладать большей отдачей», – отмечает Сороко.
«Действительно, простых методов бюджетного стимулирования уже не осталось. Потенциал существующей инфраструктуры доеден практически полностью. Поэтому государство обязано наращивать госинвестиции в инфраструктуру, в том числе через такие институты, как госкорпорации. Без инфраструктуры роста экономики за счет старых отраслей не будет», – соглашается эксперт Русской школы управления Андрей Ильдеменов.
«Для стимулирования роста государство должно инвестировать только в инфраструктурные проекты, что улучшит условия ведения бизнеса, но ни в коем случае входить в этот бизнес. В правительстве, похоже, есть понимание этого, но забюрократизированность и инертность системы мешают воплотить эти принципы в жизнь. Поэтому в ближайшие несколько лет рост ВВП не превысит 1,5–2,5%», – считает стратег по долговым рынкам группы БКС Дмитрий Дорофеев.
«Рост более 3–4% в ближайшее время проблематичен. Во время этой передышки нашей стране нужно решать демографическую проблему и снижать инфляцию, тогда на выходе из этого цикла мы будем готовы к новому рывку», – полагает член бюджетного комитета Совета Федерации Николай Журавлев. Наращивать госрасходы сейчас не стоит, поскольку это может подстегнуть инфляцию. Но и снижать при ухудшении конъюнктуры нельзя ни в коем случае. России нужна экономическая стабильность – это ключ к будущему росту, считает сенатор.
Ускорение роста ВВП станет возможно после проведения серьезных институциональных преобразований, на что указывают не только независимые экономисты, но и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Нынешняя модель экономики исчерпала себя. Без роста частных инвестиций, которых по-прежнему нет, низкая эффективность госинвестиций не позволит добиться роста ВВП выше, чем нынешние 2–3%», – считает аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов. «Планы правительства по наращиванию госинвестиций возымеют эффект, но лишь спустя продолжительное время. Инвестиции госкомпаний и государственные расходы в мегапроекты (Олимпиада, Универсиада, АТЭС) стали одним из факторов восстановления российской экономики в посткризисный период. Сейчас правительство готово направить часть средств ФНБ на инфраструктурные проекты (дорогу Москва–Казань, ЦКАД, БАМ, Транссиб), эффект от которых проявится в большей степени уже в 2014 году», – говорит эксперт.