0
12862
Газета Экономика Интернет-версия

18.08.2014 00:01:00

Кипр для чиновников оказался дороже России

Тэги: экономика, россия, кипр, долги, налоги, законопроекты, бюджет, минфин


экономика, россия, кипр, долги, налоги, законопроекты, бюджет, минфин Замглавы Минфина Сергей Сторчак рассказывает о пользе кредитов Кипру. Фото Reuters

Наши власти заботятся об экономике Кипра, похоже, гораздо больше, чем о своей собственной. Чтобы облегчить жизнь киприотам, правительство Дмитрия Медведева прощает им долги и снижает для них кредитную нагрузку. В России же выпадающие платежи по кипрским долгам будут компенсированы повышением налогов. Законопроекты об увеличении налогов в России и об отказе от требования долгов с Кипра будут рассматриваться почти одновременно в осеннюю сессию Госдумы.

В июле 2016 года республика Кипр должна была вернуть долг российскому бюджету в размере 2,5 млрд евро. По нынешнему курсу это чуть больше 120 млрд руб., а в 2016 году – ближе к 150 млрд. Для российской казны, которая испытывает нарастающие проблемы, возврат кипрского долга был бы заметным подспорьем: ведь 2,5 млрд евро на дороге не валяются.

Однако правительство Дмитрия Медведева решило отказаться от первоначальных условий займа и проявило великодушие, предложив Кипру выплачивать долг не к середине 2016 года, а вплоть до конца 2021 года. При этом Кипру снижены и текущие платежи по обслуживанию долга – с 4,5 до 2,5% годовых.

Кредитные послабления Кипру будут оформлены в виде федерального закона, который в конце прошлой недели поступил в Госдуму. Отказ от возврата 2,5 млрд евро в 2016 году правительство объясняет «просьбой кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы».

При этом российское правительство прямо признает, что выделяет Кипру бюджетные деньги на гораздо более выгодных условиях, чем занимает само: «новый уровень процентной ставки по кредиту меньше текущей стоимости заимствований России на международном рынке капитала в евро на сопоставимый срок». Тем не менее отказ от своевременных платежей в нашем правительстве считают «разумным компромиссом». Правда, этот тезис сформулирован в пояснительной записке довольно хитро: «Как представляется, договоренности о возврате России предоставленных Кипру ресурсов в течение более длительного периода по сравнению с оригинальными условиями отражают разумный компромисс, учитывая необходимость, с одной стороны, оказать республике финансовую помощь, а с другой – сохранить долговые требования к этому суверенному дебитору».

Единственная номинальная выгода для России от реструктуризации кипрского долга, которую указывает правительство, это увеличение общего объема процентных платежей в наш бюджет на 73,1 млн евро. Однако на самом деле эта «выгода» больше похожа на обман и прямой ущерб для российского бюджета. Ведь если бы Кипр рассчитался вовремя, то Россия смогла бы ссудить эти деньги любому надежному заемщику и получить от него к 2021 году в несколько раз большую сумму, чем называемый нашим правительством «выигрыш» – 73,1 млн евро.

Особенно удивительной выглядит бюджетная щедрость правительства на фоне планов повышения налогов. Так, например, Минфин собирается ввести в ближайшее время региональный налог с продаж, который должен пополнить казну примерно на 200 млрд руб. Но эта сумма как раз сопоставима с долгом Кипра, который отказываются требовать в 2016 году наши власти. Выходит, что для Кипра – долговые послабления и отсрочка долга, а для России – повышение налогов.

Напомним, что скандальный кредит Кипру, который превышал 10% его ВВП, был выдан Россией в конце 2011 года. Об условиях кредита тогда сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. Но в 2011-м особых проблем наша казна не испытывала. По крайней мере Минфин не собирался вводить кризисный налог с продаж. Сегодня же стабильность российского бюджета оказалась под угрозой. Но российское правительство предпочитает помогать Кипру, а не беспокоиться о доходах казны.

Необычную бюджетную щедрость по отношению к Кипру российские эксперты объясняют зависимостью влиятельных россиян от состояния этого офшора. «Благосостояние и благополучие многих наших сограждан зависит от благополучия экономики Кипра. Именно это обстоятельство и определяет государственную политику по отношению к этому острову», – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Не совсем понятно, чем вызвана спешка с подготовкой закона, ведь до момента выплаты основного долга еще почти два года. И за эти два года с экономикой России, Кипра и всей Европы может произойти что угодно», – рассуждает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, появление законопроекта о кипрском кредите можно объяснить частными интересами влиятельных лиц в РФ, которые не вывели деньги с Кипра. Такая коррупционная мотивация не имеет ничего общего с интересами страны, считает Делягин. При этом экономист указывает, что текущее исполнение бюджета не требует повышения налогов или отмены цивилизованной пенсионной системы, о чем говорит правительство РФ. Остатки неиспользованных бюджетных средств в июле составили около 300 млрд руб., напоминает Делягин. И значительная часть этих средств работает в интересах финансовых систем тех стран, которые развязывают против России новую холодную войну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
1013
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
952
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
576
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
654

Другие новости