0
6335
Газета Экономика Печатная версия

21.05.2020 20:01:00

Пенсионными накоплениями молчунов профинансируют стройки РЖД

Чиновники нашли средства на выполнение инвестпрограммы железнодорожников

Тэги: ржд, инвестпрограмма, пенсионные накопления, бессрочные облигации, вэб


ржд, инвестпрограмма, пенсионные накопления, бессрочные облигации, вэб Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров надеется реализовать инвестпрограмму компании в полном объеме. Фото РИА Новости

Инвестпрограмма ОАО «РЖД» может быть оплачена за счет пенсионных накоплений россиян. Управляющая компания в лице «молчунов», госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» планирует купить бессрочные облигации РЖД.

ВЭБ намерен инвестировать в так называемые бессрочные облигации РЖД до 100 млрд руб. пенсионных накоплений, следует из пояснительной записки к соответствующему проекту постановления правительства, который разработал Минфин. При этом подчеркивается, что доля облигаций РЖД и связанных эмитентов в расширенном инвестиционном портфеле ВЭБ не должна превышать 20%.

Напомним, «ВЭБ.РФ» управляет пенсионными накоплениями тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. По оценкам, компания управляет накоплениями почти 39 млн будущих пенсионеров, а стоимость чистых активов расширенного портфеля превышает 1,8 трлн руб. По умолчанию ВЭБ инвестирует средства по расширенному инвестиционному портфелю – куда включаются и средства «молчунов». Кроме того, гражданин может подать заявление в Пенсионный фонд России (ПФР) о выборе портфеля государственных ценных бумаг, то есть выбрать более консервативный способ инвестирования. Что примечательно, на протяжении нескольких лет почему-то именно «консервативный» портфель показывал более высокую доходность.

Заметим, под вечными, или бессрочными, облигациями понимаются бумаги, по которым инвестор получает процентный доход неограниченное время, однако при этом он не рассчитывает на возврат самого долга от эмитента. А эмитент бессрочных облигаций не обязан возвращать инвестору сумму вложений. При этом доходность у таких облигаций, как правило, выше, чем у обычных.

Что касается РЖД, то общий объем размещения вечных облигаций должен составить 370 млрд руб. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров ранее отмечал, что эти средства нужны бюджету железнодорожной монополии для того, чтобы оплатить программу капитальных вложений. В частности, на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным он рассказывал, что инвестпрограмма госмонополии может в текущем году сократиться с 820 млрд до 200 млрд руб. из-за влияния ограничительных мер в связи с коронавирусом. РЖД планируют сохранить инвестпрограмму на уровне 620 млрд руб., покрыв половину этой суммы за счет выпуска вечных бондов.

Заметим, это не в первый раз, когда госкомпания пытается решить свои инфраструктурные задачи за счет бюджетных средств. К примеру, ранее ОАО «РЖД» получало средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию своей инфраструктуры (см. «НГ» от 03.10.18).

По мнению экспертов, вслед за РЖД на рынок «вечного долга» придут и другие госкорпорации. С помощью вечных займов госкомпании смогут погашать текущие неотложные обязательства. К примеру, платить зарплаты.

К слову, ВЭБ считается одним из самых консервативных инвесторов, которые выбирают госбумаги, облигации крупнейших российских компаний и депозиты в банках.

Доходность размещения пенсионных накоплений государственной управляющей компанией также сложно назвать впечатляющей. К примеру, по итогам 2018 года доходность пенсионных накоплений «молчунов», оставивших свои деньги под управлением ВЭБа, составила 6% годовых. Годовая инфляция за тот же 2018 год составила 4,3%. Чуть лучше ситуация оказалась в прошлом году. По итогам 2019 года доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю госкорпорации составила 8,7% годовых. Причем доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг составила 12,14%. Рост цен в РФ, наоборот, замедлился – до 3% по итогам 2019 года.

103-4-3350.jpg
Российские железные дороги модернизируют
на средства будущих пенсионеров. 
Фото Pixabay
Как будет развиваться ситуация в текущем году, пока не очень понятно. В то же время многие экономисты прогнозируют ускорение роста цен в текущем году. Схожего мнения придерживаются и в Центробанке. «В дальнейшем вероятно повышение годовой инфляции, в том числе вследствие выхода из расчета низких значений лета–осени 2019 года. В то же время по мере исчерпания краткосрочных проинфляционных эффектов преобладающим фактором станет дезинфляционное влияние снижения внутреннего и внешнего спроса вследствие ограничительных мер по борьбе с эпидемией коронавируса», – следует из сообщения ЦБ. Согласно же официальному прогнозу регулятора, годовая инфляция в РФ составит 3,8–4,8% по итогам текущего года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Как сообщают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, ожидание дальнейшего роста цен связано с ускорением инфляции в апреле. Так, по данным Росстата, по итогам второго весеннего месяца годовая инфляция составила 3,1%, что на 0,6 процентного пункта выше, чем в марте.

Разгон инфляции в перспективе может перечеркнуть и доходность пенсионных накоплений, которая уже снижается. Так, по итогам первого квартала этого года доходность накоплений «молчунов» составила 4,61% и 6,98% по портфелю госбумаг, следовало из сообщения госкорпорации. Это все еще выше инфляции, которая по итогам первых трех месяцев составила 2,4%.

Тем не менее в годовом выражении доходность пенсионных накоплений существенно снизилась. Для сравнения, годом ранее, в январе–марте 2019 года, доходность по расширенному портфелю составляла 7,66% годовых, по портфелю госбумаг – 11,72%. Таким образом, следует из данных ВЭБ, по итогам первого квартала 2020 года инвестиционный доход по расширенному пенсионному портфелю сократился в годовом выражении на 36%, до 20,8 млрд руб. Инвестдоход по портфелю госбумаг уменьшился на 33%, до 559,5 млн руб.

«Непростой для всех участников рынка квартал ГУК ВЭБ завершила с существенным превышением инфляции по доходности размещения накоплений. Несмотря на негативную рыночную конъюнктуру на фоне сокращения мирового спроса на нефть и COVID-19, ключевая задача ГУК ВЭБ – обеспечение безусловной сохранности накоплений – по итогам квартала выполнена. «Молчуны» – в плюсе, их накопления растут», – комментировал результаты квартала зампредседателя ВЭБ Сергей Лыков.

Интересно, какой результат продемонстрирует организация по итогам второго квартала, который, по представлениям многих экспертов, будет куда печальней первого.

Решение ВЭБ инвестировать в вечные облигации РЖД эксперты «НГ» в целом считают неплохой идеей. «Местами такая идея может быть даже эффективной с позиции диверсификации вложений пенсионных денег. Однако есть риск в том месте, где считается доходность бумаг РЖД.  Если финансы будут инвестированы в бумаги без определенного срока погашения и доходности, интерес к бондам окажется сглаженным. Нужно точно знать хотя бы сроки обращения бумаги, чтобы просчитать денежный цикл», – замечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. В то же время, продолжает она, от пенсионных вложений на уровне государства вряд ли стоит ждать чудес доходности. «Основной принцип здесь – если и получить убыток, то хотя бы не увязнуть в нем», – говорит аналитик.

Эффективность инвестиций в такие инструменты не очевидна, соглашается руководитель инвестиционного комитета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Алексей Охлопков. «Во-первых, выплата процентного дохода по ним возможна только при условии получения прибыли эмитентом (а этого никто не гарантирует). Во-вторых, раскрученного вторичного рынка вечных бондов в России нет, поэтому при попытке продать эти облигации могут возникнуть проблемы», – рассказывает он. С учетом данных нюансов инвестиции в вечные бонды могут быть интересны либо при наличии повышенной премии за риск – доходности, превышающей доходность по привилегированным акциям наиболее надежных эмитентов, либо лишь определенным категориям инвесторов «по заданию партии и правительства», рассуждает Охлопков.

РЖД – это стратегическое предприятие, а пенсионные деньги должны работать вдолгую в интересах как застрахованных лиц, так и экономики в целом, напоминают в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). По мнению АНПФ, необходимо инвестировать пенсионные средства не только в развитие железных дорог, но и в другие важные для экономики и развития страны отрасли. «Например, в энергетику, транспортную инфраструктуру, авиасообщение и авиастроение, наукоемкие отрасли и т.д.», – перечисляют в организации.

Бессрочные облигации являются относительно распространенным инструментом на рынках, замечает управляющий активами БКС Андрей Русецкий. «С точки зрения покупателя пенсионные деньги по своей природе – это самые «длинные» деньги на рынке, и покупка бессрочных облигаций от высоконадежных эмитентов с предсказуемым денежным потоком – это стратегически правильно решение», – считает он.

Не думаю, что данное решение позитивно скажется на доходности пенсионных накоплений, сомневается аналитик «Финам» Алексей Коренев. «Вечные» облигации, равно как и иные бумаги с высоким риском, способны иногда приносить существенную прибыль их держателю. Но тут смущает эмитент. РЖД является государственной компанией и, скажем так, не всегда прозрачной. Так что существуют фактические риски, что деньги пенсионеров в очередной раз уйдут, как вода в песок, и никто за это ответственности не понесет», – не исключает он. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правительство готовит большой план выпуска "вечных" ценных бумаг

Правительство готовит большой план выпуска "вечных" ценных бумаг

Анатолий Комраков

Пенсионным "молчунам" могут не понравиться автодорожные бессрочные облигации

0
1763
Новости недели с комментариями Дмитрия Литовкина

Новости недели с комментариями Дмитрия Литовкина

0
1682
Ставка на инфраструктурные проекты Сибири

Ставка на инфраструктурные проекты Сибири

Олег Никифоров

Инвестиции в расширение возможности железнодорожных перевозок в азиатской части страны

0
17473
Эксперт: Ускорение инфраструктурных проектов РЖД сегодня имеет особое стратегическое значение

Эксперт: Ускорение инфраструктурных проектов РЖД сегодня имеет особое стратегическое значение

Иван Стариков

0
2784

Другие новости

Загрузка...