Российские железнодорожники ожидают падения погрузки по итогам 2025 года на 6%. Фото Reuters
В России быстро увеличивается число убыточных компаний, что соответствует аномально жесткой денежной политике, а также политике охлаждения российской экономики. В список убыточных попали важнейшие инфраструктурные транспортные, коммунальные и энергетические компании. Группа государственных банкиров требует прекратить бюджетную поддержку убыточных предприятий. Вернуть к прибыльности эти компании могло бы новое повышение тарифов.
Доля убыточных организаций выросла в нашей стране, по последним отчетам Росстата, до 30%. В статистике о финансовых результатах за восемь месяцев текущего года почти каждое третье предприятие из тех 44 тыс., что подавали отчетность, оказалось убыточным.
По сравнению с тем же периодом прошлого года доля убыточных предприятий выросла на 2,2%. Тогда как прошлогодний темп прироста доли убыточных компаний был почти в пять раз меньше – всего около 0,4%.
Именно с августа 2023-го ЦБ РФ начал политику резкого повышение своей ключевой ставки и ужесточения условий получения кредитов – как для населения, так и для предприятий. С декабря прошлого года ключевая ставка ЦБ начала символическое снижение, однако общие условия кредитования легче не стали – говорят опросы предприятий (см. «НГ» от 25.09.25). Во втором квартале 2025 года снижение рентабельности производства ускорилось. При этом разрыв рентабельности от ставок по кредитам достиг абсолютного рекорда, отмечают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Рыночные условия кредитования предприятий, по опросам их руководителей, сегодня являются наихудшими за последние 25 лет. При этом многие компании выживают только за счет льготных правительственных кредитов и разнообразных послаблений.
«Кредитование по низкой ставке низкорентабельных и даже убыточных компаний – путь в никуда», – сообщила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы в прошлый четверг. Ресурсы должны получать те отрасли, где быстрее растет производительность труда, объяснила парламентариям Набиуллина. В абстрактной экономический теории это правильный тезис. Но на практике во всех странах мира важнейшие предприятия могут рассчитывать на помощь государственных бюджетов. Новости о правительственной помощи компаниям постоянно идут из США, Европы, Японии и других стран.
Но, может быть, российским властям нужно прислушаться к объяснениям руководства Центробанка? Может быть, следует обанкротить все эти тысячи убыточных предприятий? Или по крайней мере оставить их без государственной поддержки? Правда, если в нынешних условиях рукотворного экономического кризиса прекратить поддержку предприятий, то мы увидим кое-что повеселее «лихих девяностых». Дело в том, что низкой рентабельностью и даже убытками отличаются многие инфраструктурные предприятия, без которых может произойти настоящее обрушение стран.
Так, доля убыточных компаний в сфере «обеспечение электрической энергией, газом и паром», по последним данным, превышает 52%. А доля убыточных предприятий в сфере «водоснабжение, водоотведение и обработка отходов» равна почти 53%. Может быть, действительно нужно последовать советам государственных банкиров – и обанкротить все эти котельные, теплостанции, водоканалы и электрические станции и сетевое хозяйство? Или закрыть, например, российские железные дороги ввиду их низкой рентабельности или даже убыточности?
Чистый убыток ОАО «РЖД», по российским стандартам отчетности, в январе–сентябре 2025 года составил 4,207 млрд руб. против чистой прибыли в размере 44,7 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Да и откуда взяться прибыли, если организовали искусственный инвестиционный кризис и спад в строительстве? По итогам 2025 года «Российские железные дороги» ожидают снижения погрузки примерно на 6% по сравнению с показателями прошлого года, сообщила в среду, 5 ноября замгендиректора РЖД Ирина Магнушевская. Падение погрузки железнодорожники прогнозируют в ноябре – минус 2,6% и в декабре – минус 4,8%.
В августе 2025 года появились сообщения, что до конца года сотрудники центрального аппарата и управлений дорог РЖД будут брать по 2 дня отпуска в месяц за свой счет. А в октябре пришли новости, что «Российские железные дороги» проведут сокращения в аппарате управления. По данным отраслевого портала Vgudok, до 1 ноября руководители РЖД – от заместителей гендиректора монополии до руководителей подразделений – должны представить свои предложения по сокращению кадров. Соответствующая телеграмма за подписью главы компании Олега Белозерова. В РЖД «Интерфаксу» подтвердили подлинность документа и сообщили, что «оптимизация штатной численности аппарата управления РЖД направлена на повышение эффективности компании в условиях снижения объемов работы и сложной экономической ситуации».
Чтобы улучшить экономические показатели в энергетике, коммуналке или в РЖД, властям, возможно, следует снова административно поднять тарифы. Но поможет ли это снижению инфляции и приблизит обещанное чиновниками ЦБ плавное снижение ключевой ставки? Вряд ли. Новое повышение тарифов в ЖКХ, энергетике и на транспорте скорее приведет к новому росту числа убыточных предприятий в самых разных сферах.
Доля убыточных предприятий в добыче нефти и природного газа составляет сегодня около 47%, тогда как два года назад доля убыточных компаний была на 3 процентных пункта ниже. За последние два года высоких ставок Центробанка доля убыточных компаний, которые работают на внутренний рынок, также выросла примерно на 3 процентных пункта. И это прямое следствие политики подавления экономической активности в стране, которая и начала реализовываться в августе 2023 года.

