Газета Экономика Печатная версия

27.09.2020 18:03:00

"Роснефть" раскрывает тайны Арктики

Компания проводит крупнейшие в истории исследования региона

Тэги: роснефть, исследования, арктика, белые медведи, моржи

роснефть, исследования, арктика, белые медведи, моржи Исследования белых медведей показывают, что они успешно адаптируются к меняющимся условиям обитания.  Фото Глеба Ермакова

«Роснефть» представила новые результаты масштабных работ по исследованию Арктики. Совсем недавно завершена очередная экспедиция ученых на Крайний Север, организованная «Роснефтью» для изучения животного мира Арктики. Для науки такая поддержка со стороны бизнеса крайне важна, отмечают ученые. Кроме того, компания презентовала атлас «Российская Арктика. Пространство. Время. Ресурсы» – фундаментальное собрание обширных и самых актуальных научных данных по физической географии, экологии, истории, экономическому потенциалу региона.

Сегодня для России освоение Арктики является одной из приоритетных задач, и «Роснефть» находится на передовой этого процесса, занимаясь не только разведкой и добычей полезных ископаемых, но и огромной научно-исследовательской работой. Количество организованных компанией экспедиций в Арктику уже более 20, в них задействованы лучшие ученые и научные центры, большой флот судов – от атомных ледоколов до подводных беспилотных аппаратов. Ежегодно компания организует экспедиции в полярный регион, выясняя все новые гидрометеорологические, ледовые, инженерно-геологические, экологические его параметры. Одно из главных направлений – проект по сохранению биоразнообразия Арктики, который включает мониторинг и исследования ключевых видов животных: белого медведя, моржа, белой чайки и дикого северного оленя.

Моржи и белые медведи – это виды, которые находятся на самом верху арктических трофических цепей, они отражают общее состояние всей экосистемы региона, пояснил академик, директор Института проблем экологии и эволюции РАН Вячеслав Рожнов. «Изучая этих животных, можно понять, какие изменения происходят в этих экосистемах в целом – а они очень хрупкие, к ним надо очень бережно относиться, – отметил ученый. – Когда мы замечаем изменения, даем рекомендации, например, каким образом организовать движение по Северному морскому пути так, чтобы оказывать как можно меньше влияния».

Задача исследователей – выяснить, благодаря чему арктические живые организмы приспособлены к суровым условиям Арктики и как они адаптируются к постоянным изменениям, которые в эти условия вносят климатические колебания и деятельность человека. Для этого необходимо собирать самые разнообразные сведения. «Все наши проекты комплексные – мы изучаем поведение, физиологию, генетические и гормональные аспекты, – рассказал Вячеслав Рожнов. – Используем самые разные методы. Например, инструментальные: спутниковые передатчики, которые устанавливаются на животных, или фотоловушки, позволяющие фиксировать их, не приближаясь и не вступая с ними в контакт. Пробы тканей животных необходимы для анализа на токсикологию, инфекционные заболевания. А благодаря неинвазивным методам мы получаем различные генетические показатели без доступа к самим животным. Естественно, применяем традиционные методы – прямые наблюдения с кораблей и берега».

210-8-10350.jpg
Ученые обнаружили новые залежки моржей.
Фото Светланы Артемьевой
Экспедиция, завершившаяся в сентябре, организована Арктическим научным центром «Роснефти» совместно с Институтом проблем экологии и эволюции РАН и Центром морских исследований МГУ. Участники разделились на две основные группы: одни изучали белых медведей, другие – атлантического моржа. Первым удалось, в частности, выявить закономерности распределения и поведения белых медведей в безледовый период, оценить физическое состояние особей, их пищевые предпочтения. Вторые обнаружили новые залежки моржей: всего было учтено более 3300 морских млекопитающих, в то время как по прежним данным исследуемая группировка насчитывала не более 3 тыс. особей.

«Нам удалось поставить спутниковые метки на моржей на нескольких лежбищах, чтобы отслеживать, где они находятся», – сообщила начальник экспедиции, руководитель работ по исследованию моржа, ведущий инженер лаборатории Института проблем экологии и эволюции Светлана Артемьева.

Помимо самих животных изучалась их среда обитания. Например, состояние донных и морских экосистем, кормовой базы моржей: в ходе экспедиции взяты пробы донных организмов, проводилась подводная видеосъемка. Это необходимо, чтобы понять, чем питается морж, как он может перемещаться вслед за своей кормовой базой. А исследования белого медведя показывают, что он успешно адаптируется к меняющимся условиям. Если в 2012 году ученые в ходе нескольких экспедиций обнаружили шесть истощенных особей, то в этом году – ни одной, контроль на заболевания и наличие тяжелых металлов также показывает хорошее состояние животных, рассказал руководитель работ по исследованию белого медведя, специалист Института проблем экологии и эволюции РАН Илья Мордвинцев.

Предварительные итоги экспедиции ученые оценивают положительно – материала собрано много, но впереди еще много работы – обработка данных в лаборатории и анализ результатов.

За время научной работы «Роснефти» в Арктике – а исследования проводятся с 2012 года – у компании накопился огромный массив полученных данных. Для их обобщения «Роснефть» вместе с негосударственным институтом развития «Иннопрактика» подготовили атлас «Российская Арктика. Пространство. Время. Ресурсы» – фундаментальный труд, в котором собрана буквально вся имеющаяся на данный момент информация о Крайнем Севере – читатель получит всеобъемлющее представление о нем. Над атласом работали более 140 авторов самых разных направлений. В издании 15 разделов, более 400 карт, тысяча иллюстраций. Атлас отправится в библиотеки, научные и образовательные организации, чтобы им могли пользоваться ученые, преподаватели, студенты. Интересен этот труд будет не только узким специалистам, но и любому, даже неподготовленному, но любознательному читателю, интересующемуся географией и историей страны.