0
5637
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2021 20:37:00

Страна возвращается к балансовым заданиям из лихих девяностых

Топливные цены не боятся угроз запрета экспорта

Тэги: топливный рынок, регулирование, бензин, дефицит, цены

On-Line версия

топливный рынок, регулирование, бензин, дефицит, цены На автозаправках в РФ ценники ставят рекорды. Фото РИА Новости

Российские власти пытаются сформировать стабильные правила регулирования топливного рынка с начала девяностых. Но пока безуспешно. Стране то и дело угрожает дефицит бензина или его внезапное подорожание. До последнего времени цены на топливо удавалось сдерживать с помощью бюджетных выплат нефтяным компаниям. Но и этот механизм начал давать сбои. Поэтому чиновники открыто угрожают нефтяникам административным запретом на экспорт нефтепродуктов. Похоже, что страна фактически возвращается к практике девяностых, когда компании не могли экспортировать нефть без выполнения балансовых заданий по поставкам на внутренний рынок.

Минэнерго России обратилось в правительство РФ с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина – от имени министра сообщила пресс-служба Минэнерго. Это не гром среди ясного неба, Шульгинов уже предупреждал неделей ранее о такой возможности. Тогда поводом стала ситуация с биржевыми ценами на топливо, которые несколько раз обновили исторические рекорды. И хотя затем цены снижались, но небольшой их всплеск перед выходными заставил министра объявить последнее предупреждение. Министр говорил о том, что ограничения будут вводиться минимум на три месяца.

Бензин дорожает и в опте, и в розницу. Стоимость Аи-92 в последний рабочий день прошлой недели выросла до 57,35 тыс. руб. за тонну, Аи-95 – до 58,66 тыс., сообщила Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). С середины июня биржевые цены росли пять недель подряд. С небольшими остановками они растут с середины декабря 2020 года, а за 2021 год выросли примерно на 30%. На позапрошлой неделе Аи-95 несколько дней подряд обновлял исторические максимумы, цена на него превышала 60 тыс. руб. за тонну. Рекорды выше 57,5 тыс. руб. ставил и 92-й бензин.

Розничные цены на бензин по всей России также растут десятую неделю подряд, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. На неделе с 15 по 22 июля средняя цена Аи-92 увеличилась на 6 копеек – до 45,79 руб./л, Аи-95 – на 8 коп., до 48,9 руб./л. В Забайкалье цены выросли на 10 коп., а в некоторых регионах и того больше: в Крыму на 26–33 коп., в Севастополе – на 39–43 коп. Однако в рознице Аи-95 протестировал уже и рекордные 49,5 руб. По данным Росстата, цены на бензин в России с 19 по 25 июля 2021 года выросли на 13 коп. и составили 48,44 руб.

Кроме Минэнерго на ситуацию отреагировала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая запросила у нефтяных компаний информацию об объемах реализуемых нефтепродуктов и начала внеплановые проверки у крупных частных нефтетрейдеров. При этом, по данным ФТС, нефтяные компании РФ уже сократили экспорт бензина: в мае 2021 года на 24,9% по сравнению с маем прошлого года – до 235 млн долл. Объемы снизились на 30,6% – до 407,6 тыс. т. В январе-мае 2021 года объем экспорта сократился на 18,8%, до 2,489 млн т.

Минэнерго представит свои предложения уже в ближайшее время, сказал вице-премьер Александр Новак. По его словам, этот инструмент рассматривается дополнительно, потому что спрос растет и необходимо обеспечить в полном объеме внутренний рынок. В начале июня он отмечал, что дефицита бензина и дизтоплива на российском рынке не отмечается, а наоборот, запасы топлива на 30% выше среднегодовых значений. «Мы строго следим, чтобы на заправках цены двигались не выше инфляции», – сказал Новак.

Шульгинов недавно отмечал, что запрет на экспорт бензина будет вводиться в случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях, а кроме того, «может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене, и увеличения биржевых нормативов до 15%. Все нефтяные компании сейчас должны продавать на бирже 11% от произведенного ими автобензина, однако эксперты отмечают, что не все нефтеперерабатывающие компании выполняют даже эти нормативы (см. «НГ» от 23.07.21).

Шульгинов напоминал также, что на рынке действует демпфирующий механизм. «НГ» уже писала (см. «НГ» от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках уже в первый месяц лета росли со скоростью около 1% в неделю, а Минэнерго и ФАС тогда было поручено проработать вопрос об увеличении норматива продаж топлива на бирже на 1% в третьем квартале.

«Угрозами запретить экспорт бензина власти пытаются напугать компании и заставить их ограничить рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем оптовом рынке, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – В июле это были лишь угрозы. Если же запрет в августе все же будет введен, то правительству нужно будет идти до конца. Запрещать, помимо бензина, придется тогда и дизель, и нафту. Кроме того, придется принимать административные меры, чтобы компании просто не прекратили переработку в пользу экспорта сырой нефти. Иными словами, в конечном счете придется вводить прямое административное регулирование отрасли».

Меньшим злом, по мнению эксперта, было бы, возможно, введение регулирования цен в предвыборный период. «Есть и надежда на то, что компании сами прекратят рост цен, не рискуя лишиться демпферных выплат. За первую половину 2021 года компании уже получили более 120 млрд руб. выплат по демпферу из бюджета. По имеющимся подсчетам, если цена в среднем за месяц поднимется от уровня середины июля 2021 года еще на 3,85%, до 57,5 тыс. руб. за тонну, этот уровень окажется выше базовой цены в формуле расчета демпфера (52,3 тыс. руб. за тонну) более чем на 10%. Но если демпфер вдруг обнулится из-за превышения уровня индикативных цен, то компании постараются увеличить отпускные цены на бензин примерно на 14–15 тыс. руб. за тонну. И правительство, судя по всему, не считает этот сценарий полностью невероятным – иначе зачем было бы вплотную приближаться к запрету экспорта бензина. Во всем этом раскладе регуляторам будет очень сложно: им никак не принять решения, которое одинаково удовлетворит и избирателей, и нефтяные компании, и ответственных за наполнение бюджета коллег по правительству», – говорит Митрахович.

«Это уже пятый бензиновый кризис у нас в стране и возник он из-за того, что в начале 2019 года одновременно финансовый блок тогдашнего правительства во главе с Антоном Силуановым повысил налоговую нагрузку на производителей топлива, а вице-премьер Дмитрий Козак запретил повышать цены на бензин и дизтопливо, - сказал «НГ» член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев. - В итоге их производство стало убыточным. Это могло привести к дефициту, однако этот худший сценарий не сработал, потому что большая часть бензина производится в госкомпаниях, которые смирились и стали работать себе в убыток. От обострения ситуации рынок спасла эпидемия ковида, т.к. из-за кризиса потребление нефтепродуктов резко упало. Но при выходе из кризиса потребление стало расти, а производство – нет. Из-за некомпетентных действий предыдущего правительства создалась ситуация, когда рынок бензинов просто не может развиваться. А ему необходимо развиваться: если в центральной России хватает нефтеперерабатывающих заводов, то на Дальнем Востоке, например, производят только половину от своих потребностей, именно из-за этого там бензин то взлетает до 125 руб.за литр, то его просто нет. Но планировавшееся там строительство совместно с китайцами нового завода оказалось под вопросом, так как ни один банк не даст деньги на проект, срок окупаемости которого стремится к бесконечности. То же самое относится и к модернизации заводов».

Запрет на экспорт бензина проблему не решит, считает эксперт. «Экономический блок правительства возглавляют те же люди, которые стеной стоят против снижения налогов на бензин, а именно это могло бы привести систему к балансу. У нас самые большие налоги в мире, при этом цены – самые низкие, а импорта вообще нет. При этом у многих компаний есть сбытовые сети за рубежом, есть обязательства – поставки неизбежны», - говорит Танкаев.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
653
Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
615
Пекин готов ускорить урегулирование украинского конфликта

Пекин готов ускорить урегулирование украинского конфликта

Наталья Приходко

Китай допускает свое участие в предстоящем саммите мира в Швейцарии

0
777
Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Михаил Сергеев

Потребление молока в России вернулось к уровню тридцатилетней давности

0
2439

Другие новости