0
4136
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2022 20:45:00

В Центробанке научились работать со статистикой

Чиновники предпочитают не называть погрешность своих выводов и заключений

Тэги: экономика, инфляционные ожидания, соцопросы, цб, продукты, цены

Все статьи по теме "Санкционные войны"

В Центробанке делают глубокие выводы об изменении «инфляционных ожиданий населения» на десятые доли процента, хотя погрешность исходных соцопросов превышает 3%. Ни банкиры, ни социологи не смогли назвать погрешности своих вычислений в «инфляционных ожиданиях населения». Точно так же не удалось выяснить у чиновников и погрешности замеров недельной инфляции, которую правительство РФ объявляет с указанием сотых долей 1%. Но в статистике публикация замеров без указания величин погрешностей – ненаучная манипуляция.

По итогам второй недели ноября инфляция в РФ составила 0,06% после инфляции в 0,01%, 0,07%, 0,08% в предыдущие три недели. С начала года инфляция в РФ составила 10,74%, годовая – 12,4%, замедлившись с 12,52% неделей ранее, сообщает российское правительство.

В Минэкономразвития (МЭР) отмечают, что в сегменте продовольственных товаров темпы роста цен снизились до 0,06% за счет дефляции продовольственных товаров, за исключением плодоовощной продукции (–0,15%). При этом рост цен на плодоовощную продукцию продолжился.

В ведомстве Сергея Галкина уточняют, что информация о недельном росте цен подготовлена на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 106 видов товаров и услуг в 282 городах России. При этом в Росстате признались, что в ходе замеров уровня инфляции ведомство не оценивает погрешность получаемых данных.

Не оценивают погрешности при вычислении «инфляционных ожиданий населения» и в Центробанке. Между тем именно на этих вычислениях руководство ЦБ может сообщать, например, о «росте инфляционных ожиданий» или же о «сохранении инфляционных ожиданий». Хотя выводы о росте или о сохранении сделаны скорее всего лишь на основе случайных флуктуаций социологических опросов в рамках коридора статистических погрешностей.

В начале ноября чиновники ЦБ объявили: «Инфляционные ожидания населения и компаний находились на повышенных уровнях и даже несколько возросли в сентябре-октябре». В ведомстве Эльвиры Набиуллиной это связывали с такими факторами, как повышение тарифов автострахования и мобильной связи. «На горизонте до конца текущего года инфляционное давление при этом увеличится из-за переноса индексации тарифов ЖКХ со следующего года на декабрь текущего... По итогам этого года цены вырастут на 12–13%, в следующем – на 5–7%. Инфляция вернется к 4% в 2024 году», – ожидают в регуляторе.

Российский Центробанк за столько лет в целом привык сообщать о «повышенном инфляционном давлении» даже тогда, когда в стране фиксируется дефляция. Так, ЦБ говорит о том, что инфляционные ожидания населения и компаний выросли осенью, при этом в ряде отраслей российской экономики бизнес жалуется на дефляцию (см. «НГ» от 17.11.22).

Согласно сентябрьским и октябрьским замерам, инфляционные ожидания населения РФ росли. По социологическим опросам компании «ИнФОМ», которые она проводит по заказу ЦБ, вычисленные показатели инфляционных ожиданий в октябре якобы увеличились до 12,8% с 12,5% в сентябре. Сентябрь к августу: 12,5% с 12%.

255-4-1-650.jpg
Уровень недельной инфляции в РФ со второй недели

сентября по вторую неделю ноября. 

График на основе данных Росстата

Чиновники Центробанка утверждают, что изменения инфляционных ожиданий являются для них важнейшим фактором при принятии решений об изменении ключевой ставки. Но что, если выводы об изменениях вычисляемых случайных показателей инфляционных ожиданий – это лишь колебания внутри коридора статистической погрешности? Так это или нет, ответить точно нельзя, поскольку чиновники и социологи отказываются назвать погрешность своих вычислений на основе социологических опросов с высокими разбросами результатов.

«Для нас важными точками являются инфляционные ожидания, которые в августе-сентябре шли наверх по населению, по предприятиям, ценовые ожидания перестали снижаться. Сейчас мы получим эти точки до заседания совета директоров. Это будет также важным фактором при принятии решения», – рассказывал в октябре зампред ЦБ Алексей Заботкин. Мало того, даже при фактической дефляции в стране в регуляторе беспокоятся об инфляционных ожиданиях. «ЦБ беспокоит сохранение инфляционных ожиданий населения на повышенном уровне, несмотря на снижение инфляции», – заявила в середине сентября председатель ЦБ Эльвира Набиуллина (см. «НГ» от 15.09.22).

В отчетах «ИнФОМ» утверждается, что исходная статистическая погрешность самих опросов находится в коридоре плюс-минус 3,3%. Из этого прямо следует, что объявляемые ЦБ «инфляционные ожидания» также являются случайными величинами со своими коридорами погрешностей. Другими словами, если в одном месяце вычисления ЦБ показали 12,8%, а в другом – 12,5%, то из этого вообще нельзя делать никаких выводов, пока не определен коридор погрешности вычисляемой величины. Отклонения в три десятых процента – это, возможно, всего лишь случайная флуктуация, с помощью которой в ЦБ научились обосновывать свои решения.

Для определения инфляционных ожиданий социологи опрашивают каждый раз новую выборку граждан. И этот факт также создает естественные флуктуации результатов замеров. «Доля людей, выбравших тот или иной вариант ответа, может колебаться в некоторых пределах. Эти возможные случайные отклонения и описывает статистическая погрешность. Она посчитана для уровня доверия 95%. Это означает, что с вероятностью 95% случайные колебания не превышают указанной величины +/– 3,3%, но с вероятностью 5% они могут оказаться больше», – сообщил управляющий директор департамента опросов населения ФОМ Алексей Чуриков.

Он добавляет: «Приведенная статистическая погрешность указывает максимальные возможные отклонения. Для отдельных параметров погрешность может быть меньше». Эксперт уточняет, что отдельные расчеты погрешности для каждого из измеряемых в опросе параметров не проводились, в том числе и для медианных оценок инфляционных ожиданий. Таким образом, ответственные социологи публикуют подробные значения погрешностей для своих замеров, а Центробанк погрешности своих вычислений вообще не приводит.

«В методологии ФОМ указана предельная величина отклонения 3,3%. И это тоже корректно. Естественно, могут быть градации этого возможного отклонения в зависимости от того, какой результат получен в конкретном вопросе – 50/50 (отклонения по минимуму) или 1/99 (отклонения допустимы ближе к максимуму). Доверять данным можно. Если посмотреть на ряды данных изменений прошлых периодов, то там нет чрезмерного «шума», есть устойчивые тенденции, а каких-то аномальных отклонений не просматривается», – рассуждает начальник управления «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.

Эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Игорь Сафонов говорит, что нельзя напрямую соотносить указанную погрешность с оценкой инфляционных ожиданий, поскольку она получается «путем квантификации качественных ответов респондентов на вопрос о том, насколько сильно будут меняться цены в следующие 12 месяцев с вариантами «быстрее»/«медленнее»/«так же как и сейчас», «останутся на том же уровне (не будут расти)», «будут снижаться».

Экономист признает: определение такой «внутренней» погрешности для оценки инфляционных ожиданий – это, в общем, не простая задача. «Но важно помнить, что предыдущие значения показателя также обладают этой погрешностью в каком-то диапазоне», – говорит Сафонов.

При этом если ФОМ в замерах для ЦБ указывает общие границы погрешности, то другие социологические службы ранжируют их. Так, статпогрешность для результатов, близких к 50%, составит 3,4%, а для результатов в 5% или 95% – не более 1,5%.

«Разные организации используют существенно разные методики сбора информации о настроениях населения. При этом тонкие детали методики, как правило, не раскрываются. Изменение показателя на 0,3% вполне может быть сопоставимо со статистической погрешностью, именно поэтому более надежны квартальные и полугодовые данные», – считает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Социологические исследования не могут абсолютно точно отражать положение дел в исследуемой области, продолжает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Он считает, что, принимая то, что данные не абсолютны, ЦБ тем не менее рассматривает результаты исследования ФОМ по наблюдаемой и ожидаемой самим населением инфляции. Эксперт указывает, что в любом экономическом явлении есть вероятностная составляющая, но это не означает, что его нельзя описать с приемлемой точностью для анализа и решений.

По мнению доцента РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили, высокой точностью опросы об инфляционных ожиданиях похвастаться не могут по ряду причин. «Респонденты не могут дать ответы по всей потребительской корзине, а оценивают динамику цен отдельных товаров-маркеров, которые приобретаются конкретным гражданином наиболее часто. Во-вторых, ответы могут существенно разниться в зависимости от половозрастного состава и уровня образования опрашиваемых. В-третьих, психологические особенности каждого конкретного человека непосредственно влияют на восприятие информационного поля, в том числе новостей, напрямую не относящихся к динамике цен. И еще одна психологическая особенность заключается в том, что люди не замечают снижения уровня цен», – рассказывает эксперт. 



Читайте также


Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1206
Белоруссия обогнала Россию по приросту зарплат и ВВП

Белоруссия обогнала Россию по приросту зарплат и ВВП

Михаил Сергеев

Ставки по кредитам в союзной республике в 2,5 раза ниже, чем в РФ

0
1492
Белорусам не позволят расхолаживаться

Белорусам не позволят расхолаживаться

Дмитрий Тараторин

В первую новогоднюю неделю жителям страны придется поработать

0
1313
Эскалация в Сирии как новый вызов для всех участников затянувшегося конфликта

Эскалация в Сирии как новый вызов для всех участников затянувшегося конфликта

Чтобы не допустить разрастания кризиса, придется договариваться, учитывая интересы множества игроков

0
2103

Другие новости