0
4163
Газета Экономика Печатная версия

26.12.2022 20:43:00

Чиновники написали новые стратегии для металлургов и автопрома

Долю российских автомобилей на внутреннем рынке планируется довести до 80% к 2030 году

Тэги: кабмин, стратегия, металлургия, автопром, технологический суверенитет, санкционные войны

Все статьи по теме "Санкционные войны"

кабмин, стратегия, металлургия, автопром, технологический суверенитет, санкционные войны Российские металлурги должны нарастить производство на треть к 2030 году. Фото Reuters

Российское правительство на ближайшем заседании утвердит стратегии развития автопрома и металлургии, которые правительство обсудило в понедельник. Премьер-министр Михаил Мишустин пояснил, что правительство стремится к повышению технологического суверенитета, «в том числе с учетом деятельности координационного совета по обеспечению потребностей вооруженных сил».

Рассчитанная до 2030 года стратегия развития металлургической отрасли направлена на стимулирование внутреннего спроса, переориентацию экспорта на альтернативные зарубежные рынки, заявил Мишустин. «Это предполагает дальнейшее расширение железнодорожной, портовой инфраструктуры, а также оптимизацию налоговой нагрузки и обеспечение критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами», – сказал глава правительства.

В марте Евросоюз ввел санкции против российских сталеваров, был ограничен импорт в ЕС некоторых видов стальной продукции из РФ. Такое крупное предприятие, как череповецкая «Северсталь», полностью отказалось от экспорта в Европу, еще один гигант черной металлургии – липецкий НЛМК прекратит поставки с 2024 года.

По данным World Steel Association, в ноябре 2022 года в мире было выплавлено 139,1 млн т стали, это на 2,6% меньше, чем в тот же период предыдущего года, и этот результат стал самым низким с апреля 2020 года, когда мировая экономика находилась в разгаре ковидного кризиса. Россия в январе–октябре 2022 года снизила выплавку стали на 6,6% до 60,4 млн т, сохранив пятое место в мире.

Согласно новой стратегии, производство готового проката черных металлов в РФ к 2030 году планируется нарастить на 33%, сообщил в понедельник вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, стратегия нацелена на быструю адаптацию отрасли к новым условиям с возвращением в режим роста не позднее 2024 года.

Для этого планируется двигаться в трех основных направлениях. Будут расширять производственную номенклатуру, углублять переработку металлов и осваивать высокие переделы. «Для этого нам критически важно обеспечить технологический суверенитет в части сложного оборудования для выплавки стали и производства проката», – сказал Мантуров. Предстоит также обеспечить и сырьевую независимость, для этого правительство будет продолжать поддержку разработки новых месторождений и технологий обогащения по таким критически важным позициям, как марганцевые, хромовые, цинковые и литиевые руды, а также по глиноземам. «Собственная сырьевая база обеспечит выплавку специальных, а также нержавеющих сплавов и марок стали, увеличивая консолидированный спрос на данные виды продукции», – отметил вице-премьер.

Вторым ключевым направлением стратегии он назвал внутренний спрос на металлургическую продукцию. «Особое внимание мы уделили сопряжению возможностей металлургии с потребностью металлоемких отраслей экономики. Имею в виду прежде всего строительный и транспортный секторы, топливно-энергетический комплекс, сферу ЖКХ, гражданское машиностроение и оборонно-промышленный комплекс», – сказал чиновник. По его словам, были проанализированы все госпрограммы, нацпроекты и документы стратегического планирования смежных отраслей, после чего в стратегии обозначены перспективные проекты по 20 технологическим направлениям, в том числе для автопрома, желдормаша, медицинской промышленности, водородной энергетики и аэрокосмической индустрии. В частности, разработан план по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе, реализация которого позволит перевести на эту технологию до 30% массового жилищного строительства.

Третье направление новой стратегии – это экспорт. «Наши предприятия при участии торговых представительств уже ведут переориентацию экспорта, и в рамках профильного национального проекта будут предусмотрены меры поддержки логистики», – отметил Мантуров. В условиях санкций, по его словам, приоритетными направлениями внешних поставок становятся рынки Турции, Китая, стран ЕАЭС и СНГ, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

Стратегия развития автомобильной промышленности рассчитана на более длительный период – до 2035 года. По словам премьера Мишустина, в этой сфере предстоит решить еще более масштабные задачи: нужно будет не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями сейчас, когда многие зарубежные корпорации под давлением своих властей ушли из России, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой – от самых простых деталей до сложных элементов.

По итогам 10 месяцев 2022 года производство легковых автомобилей в России сократилось почти на 70%, свидетельствуют данные «АСМ-холдинга». Было выпущено 384,4 тыс. машин, прогноз на весь 2022 год – 461,3 тыс. (падение на 66%). При этом производство автомобилей отечественных брендов снизилось на 50% – до 157,7 тыс. машин.

Долю автомобилей российского производства на внутреннем рынке планируется увеличить с 40% до 80% к 2030 году, заявил Мантуров. Показателя планируется достичь за счет утроения до 2025 года производства автокомпонентов в РФ и увеличения выпуска всех видов авто в два раза, отметил он. Для чего потребуется и увеличение объемов господдержки.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе главными целями стратегии чиновники объявляют обеспечение технологического суверенитета автопрома и удовлетворение спроса, в основном за счет высоколокализованной продукции и увеличения количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе. «Эта унификация позволит масштабировать собственную компонентную базу. Будут скорректированы требования к участию иностранных партнеров в производстве комплектующих. Имею в виду создание совместных предприятий с контрольным пакетом и правами на интеллектуальную собственность именно у российской стороны», – сказал Мантуров.

На разработку компонентов и материалов он предложил направить основную часть госфинансирования через специализированную программу Фонда развития промышленности, объем которой в этом году увеличен до 50 млрд руб.

Мантуров пообещал с учетом глобальных трендов автопрома и задачи технологического суверенитета сфокусироваться на развитии гибридов и электромобилей, машин на водородных топливных элементах и на технологиях автономизации транспорта. «У нас уже есть наработки по данным направлениям. В частности, КамАЗ и ГАЗ производят электробусы, «Москвич», «Моторинвест» и «Автотор» осваивают рынок легковых электромобилей. Под это «Росатом» строит гигафабрику для производства накопителей. И в целом по электромобилям к 2035 году мы должны выйти на 25% доли рынка», – заявил Мантуров.

Он упомянул также проекты «Ауруса», ГАЗа и КамАЗа на водородных топливных элементах, а также напомнил о газомоторной технике, которая в связи с масштабами северных и удаленных территорий страны более актуальна, чем электромобили с учетом сегодняшних технологий. «У нас доступный газ и полная технологическая готовность автопроизводителей перевести автомобили на этот вид топлива», – сказал Мантуров. Развитие экологичного транспорта будет поддержано в рамках программ стимулирования спроса, в которые включат водородный транспорт, отметил он.

«Еще одно важное условие – снятие регуляторных барьеров, прежде всего по автономизации транспорта. В сфере такси такие проекты реализует «Яндекс», по грузовым магистральным автомобилям – «КамАЗ». Здесь необходима разработка законодательных положений по ответственности в увязке с правилами дорожного движения», – добавил Мантуров. Говоря о таких арендных сервисах, как каршеринг, он подчеркнул, что использование отечественных программных платформ позволит ежегодно увеличивать применение таких сервисов на 15%. 


Читайте также


Хабек будет защищать немецкий автопром в Пекине

Хабек будет защищать немецкий автопром в Пекине

Олег Никифоров

Вице-канцлер ФРГ попытается не допустить торговой войны с Китаем

0
1665
Константин Ремчуков. Количество частных хозяйствующих субъектов достигло в Китае 96,4% от общего числа хозяйств

Константин Ремчуков. Количество частных хозяйствующих субъектов достигло в Китае 96,4% от общего числа хозяйств

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 17.06.24

0
2107
В солнечной Молдавии становится все горячее

В солнечной Молдавии становится все горячее

Андрей Сафонов

Бывшей советской республике готовят участь румынской провинции

0
3722
Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 10 июня 2024 г.

0
6298

Другие новости