0
4041
Газета Экономика Печатная версия

19.03.2024 20:55:00

Реальное сокращение госрасходов превысит 8%

Борьба с бюджетным дефицитом будет угнетающей для экономики

Тэги: госбюджет, доходы, сокращение госрасходов, налоговые сборы, цб, высокая ставка, импорт, экспорт


госбюджет, доходы, сокращение госрасходов, налоговые сборы, цб, высокая ставка, импорт, экспорт Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров обещает увеличить поступление в бюджет на 12% в текущем году. Фото с сайта www.nalog.gov.ru

Проблемы государственного бюджета в 2024 году могут оказаться более чувствительными, чем в прошлом. Доходы казны увеличатся номинально, но в реальном выражении они сократятся более чем на 2% ВВП, прогнозируют ученые-экономисты. При этом государственные расходы сократятся еще больше. Если Минфин будет требовать сохранения запланированного размера бюджетной дыры, то госрасходы в реальном выражении сократятся на 8%, предупреждают экономисты. Руководство Федеральной налоговой службы пообещало во вторник увеличить налоговые сборы в российскую казну.

По итогам текущего года доходы консолидированного бюджета, как считают в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, превысят показатель прошлого года на 5,3% и составят 54,2 трлн руб.

Но в реальном сопоставимом выражении это означает, что доходная часть бюджета сократится до 28,3% ВВП. Для сравнения: в 2018–2022 годы доходы консолидированного бюджета составляли 31% ВВП. А в прошлом году достигали 30% ВВП.

При такой динамике доходов и утвержденном в законе о федеральном бюджете уровне дефицита (не более 1% к ВВП) финансирование расходов по итогам года не превысит 55,8 трлн руб., или 29% ВВП. «Это означает, что номинальная динамика расходов по итогам 2024 года не превысит 2% к прошлому. А в реальном выражении будет зафиксировано сокращение всех государственных расходов на 5%.

Заметный рост поступлений нефтегазовых доходов в российскую казну маловероятен. Так что доля нефтегазовых доходов в общей величине поступлений консолидированного бюджета снизится с 29,2% в этом году до 26,7% в 2026-м. В таких условиях при реализации сценария по ужесточению бюджетной политики ежегодная динамика расходов в номинальном выражении составит +3,5 или +5%. Но такой номинальный рост означает сокращение в реальном выражении всех государственных расходов на 8% к уровню 2023 года, отмечается в новом квартальном прогнозе Институте народнохозяйственного прогнозирования.

Напомним, что именно бюджетные расходы обеспечили относительную устойчивость российской экономики по отношению к антироссийским санкциям в 2022–2023 годах. А сокращение бюджетных расходов будет иметь соответственно угнетающий эффект для российской экономики.

Декларированная задача по снижению уровня бюджетного дефицита и возобновлению государственных накоплений в Фонде национального благосостояния (ФНБ) может быть выполнена. «Однако государственный бюджет безусловно потеряет роль решающего фактора по поддержке экономического роста. Так, динамика государственного потребления не превысит 0,3–0,8% год, что будет минимальным значением с 2015 года. Более того, темпы роста государственных инвестиций замедлятся в 4 раза: с +2,8% в 2024 году до +0,7% в 2026 году», – отмечается в прогнозе ИНП. А те инвестиции, которые обеспечиваются через покупки отечественных акций и облигаций за счет ликвидных средств ФНБ, снизятся более чем в 4 раза даже в номинальном выражении – с 926 до 202 млрд руб. соответственно.

Таким образом, инерционный сценарий оставляет ограниченное пространство для маневра в бюджетной политике, и государственный бюджет с высокой долей вероятности рискует попасть в ловушку низкой динамики доходов уже в среднесрочной перспективе. В таких условиях для интенсификации экономического роста необходимо смягчение бюджетной политики либо за счет перенастройки налоговой системы с расширением перераспределения национального дохода, либо за счет расширения государственного долга, отмечают в ИНП РАН.

Бюджетные ограничения и высокая ставка ЦБ снизят темпы роста инвестиций в стране.

За период 2024–2026 годов совокупный рост инвестиций оценивается примерно в 5%. «С учетом того, что именно уровень инвестиционной активности будет определять возможность ускорения темпов роста российской экономики в среднесрочной перспективе, можно предположить, что поддержание вложений в основной капитал потребует как дополнительного бюджетного импульса, так и постепенного снижения жесткости денежно-кредитной политики уже в текущем году», – ожидают ученые-экономисты.

В рамках инерционного сценария, предполагающего слабое снижение ключевой ставки ЦБ и сохранение параметров текущей версии федерального бюджета, темпы роста накопления основного капитала (то есть инвестиций) в период до 2026 года сохранятся на низком уровне и не превысят 3%.

В перспективе нашу страну ожидает слабое увеличение импорта при более существенном росте экспорта. В ближайшие три года темпы прироста физического объема экспорта будут находиться в интервале 2,1–2,3%, ожидают в ИНП. В результате в 2026 году российский экспорт в постоянных ценах превысит уровень прошлого года на 7%.

В отличие от экспорта по импорту в 2024 году прогнозируется снижение физического объема – на 5,1%. Рост физического объема импорта восстановится в 2025 и 2026 годах (на 2,8% и 3,5% соответственно). В итоге в 2026 году импорт в постоянных ценах будет выше, чем в 2023 году, на 1%.

Близкие к цифрам прогноза ИНП РАН назвало во вторник и руководство Федеральной налоговой службы на коллегии ведомства. Поступление налогов в бюджетную систему РФ вырастет в 2024 году на 12%, или на 5,7 трлн руб., до 52,5 трлн руб., сообщил глава ФНС Даниил Егоров. Поступления в консолидированный бюджет ожидаются на уровне 40,4 трлн руб. (рост на 11%, или на 4,2 трлн руб.), в федеральный бюджет – 23,6 трлн руб. (рост на 20%, или на 4 трлн руб.), в консолидированные бюджеты регионов – 16,8 трлн руб. (+1%), говорится в материалах коллегии.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета, по прогнозам ФНС, вырастут на 6%, до 12,5 трлн руб. Поступление налога на прибыль ожидается в размере 1,94 трлн руб. (+1%), НДС – 7,7 трлн руб. (+0,7%). Поступление страховых взносов ожидается в размере 12,1 трлн руб., что на 14% выше поступлений прошлого года.

Кроме налогов российская казна пополняется и за счет таможенных поступлений от экспортных и импортных операций. 


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1487
Квартирный вопрос становится риторическим

Квартирный вопрос становится риторическим

Анастасия Башкатова

Ставки по ипотеке заставят заемщиков в 3–6 раз переплачивать за купленное жилье

0
2252
Проблемы оборонного комплекса заставят снижать ключевую ставку

Проблемы оборонного комплекса заставят снижать ключевую ставку

Михаил Сергеев

Кризис неплатежей может затронуть системообразующие банки РФ

0
3622
Центральная Азия намерена экспортировать зеленую энергию в Европу

Центральная Азия намерена экспортировать зеленую энергию в Европу

Виктория Панфилова

Азербайджан, Казахстан и Узбекистан объединяют свои энергосистемы

0
3160

Другие новости