0
4123
Газета От редакции Печатная версия

07.08.2019 18:13:00

Университетский лифт работает со скрипом

Высшее образование не догма, а средство устроиться на работу

Тэги: высшее образование, болонская конвенция, трудоустройство, университетское образование, фрагментация


высшее образование, болонская конвенция, трудоустройство, университетское образование, фрагментация Фото Pixabay.com

Летом 1999 года 48 стран подписали так называемую Болонскую конвенцию – «с целью создания единого европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к болонскому процессу в сентябре 2003 года. Итак, прошло 20 лет (для России – 16)...

На протяжении последних 15 лет, согласно опросу ВЦИОМа, высшее образование служит для россиян преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48% в 2004 году и 44% в 2019 году). Но при этом за последние 11 лет сторонников точки зрения, что высшее образование сопутствует успешной карьере, стало заметно меньше (76% в 2008 году и 58% в 2019 году).

Эти данные отнюдь не выбиваются из мировой тенденции. Так, численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, в расчете на 1000 человек населения в России в 2010 году составляла 65 человек; в 2016 году – 46 человек. В США этот показатель соответственно 66 и 60; в Швеции – 49 и 43. В странах с высоким индексом развития человеческого капитала (Швейцария, Германия, Ирландия, Норвегия), этот показатель или слабо растет, или остается стабильным. Исключение – Голландия: 39 студентов на тысячу населения в 2016 году и 49 – в 2016 году. 

Впрочем, инициаторы болонского процесса, похоже, и рассчитывали на такой эффект. Возник новый тип университета – enterprising university. Главный девиз такого учреждения – «привлекательность на рынке образовательных услуг». Неслучайно как раз в начале нового тысячелетия высшее образование было включено в перечень услуг GATS (General Agreement on Trade in Services) Всемирной торговой организации. Таким простым приемом государство облегчало свою «зарплатную ведомость», вычеркивая из нее академическую науку и высшее образование.  Отсюда и нынешняя ответная реакция общества.

Парадоксальным образом современное представление россиян о значении высшего образования коррелирует не с заявленной в Болонской декларации миссией университета-супермаркета – «Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям», – но с концепцией классического университета: «Университеты не для того нужны, чтобы научать людей тому, что позволит им тем или иным образом заработать на жизнь. Их задача – выпускать не умелых юристов, врачей или инженеров, но способных и культурных людей» (Джон Стюарт Милль, 1867).

Российская специфика добавляет свои нюансы. В частности, стремление регламентировать все и вся приводит к фрагментации университетского образования. Оно расслаивается на подвиды-мутанты: недовысшее (бакалавриат); высшее (специалитет); высшее высшее (магистратура); выше высшего (аспирантура)… Университет-супермаркет! А глава Миннауки Михаил Котюков заявляет, что обсуждается возможность введения в РФ ученой степени Doctor of Philosophy (PhD): «Оставить нашу традиционную систему и, может быть, ввести возможность степени PhD, которая в большей степени учитывает управленческие и организаторские компетенции в науке...»

Оставляя за скобками содержание высшего образования, бюрократия продолжает играть в индикаторы. В минувший вторник Миннауки предложило внести новые изменения в ключевые показатели эффективности деятельности университетов. По данным министерства, Москва и Санкт-Петербург собрали 25% всех российских студентов. Поэтому для более сбалансированной оценки KPI изменяются категории университетов. Вместо трех групп (федеральные, национальные исследовательские и обычные) они будут разделены по географическому признаку: университеты Москвы и Санкт-Петербурга и все остальные.

Хорошо бы при этом не забывать цель – ради чего это делается. Ведь сверхусилие в сочетании с забытой целью – это фанатизм. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эффективность высшего образования в провинции растет

Эффективность высшего образования в провинции растет

Елена Герасимова

Минтруд подготовил новый рейтинг трудоустройства выпускников вузов

0
308
Медицинские учреждения получат 20 миллиардов рублей

Медицинские учреждения получат 20 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Бюджетные средства направят на технологическое переоснащение

0
1872
Качество высшего образования в России считают хорошим менее четверти россиян

Качество высшего образования в России считают хорошим менее четверти россиян

Михаил Сергеев

В стране растет интерес к техническим специальностям

0
2246
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
3707

Другие новости