0
1647
Газета Образование Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Что мы делаем со своими детьми?

Тэги: собкин, дети, телевидение


- Владимир Самуилович, в течение нескольких лет вы исследуете проблему влияния телевидения на подростковую культуру. Какую тенденцию можно отследить в течение последних лет?

- Если сравнить подростковую культуру 70-80-х годов и современную, то в тот период наш телеэкран центрировал подростковую субкультуру. Иными словами, в той культуре были "телевизионные ядра", которые определяли общественное мнение и ценностные ориентации подростковой культуры. Например, авторская передача Эдуарда Сагалаева "Мир и молодежь", которую смотрели 20-30% подростков, пользовалась популярностью, а передачи "До 16 и старше", "Взгляд", "12 этаж" центрировали подростковую субкультуру, собирали у экранов немало молодежи. Сегодня же самый высокий рейтинг подростковой передачи - 2-3%. Современная подростковая культура - дисперсная, дифференцированная, социально и культурно стратифицированная. И эти тенденции усиливаются, о чем свидетельствуют результаты наших социологических исследований.

- Какие функции, на ваш взгляд, выполняют подростковые передачи сегодня?

- Лучше назовем функции, которые они не выполняют. Передач, которые воспитывают, образовывают и формируют определенную идеологию - на ТВ просто нет. А это одна из ключевых функций телевидения - обеспечение социально-интеграционного единства. Почему нет таких программ? Их трудно создать. Они требуют высокого профессионализма, знания подростковой культуры и психологии. Если в 80-е годы для детей творили такие люди, как Ролан Быков и другие, то за последние 10 лет так и не появилось ни одного крупного деятеля искусства в этой области.

- Что привнесла "вестернизации" нашего экрана?

- Это не просто феномен нашего времени, а то - над чем стоит всем глубоко задуматься. Наш анализ показал: сегодня практически вытеснено все отечественное детское кино, созданное в предыдущий период. Произошла блокировка детского искусства и детской культуры, которые были ориентированы на подростков. Почему это произошло? Может, дело - в идеологизации искусства для детей? Но такие фильмы, как "Чучело" Ролана Быкова, "Внимание, черепаха" и другие содержат прежде всего нравственно-этическое начало. Почему их не показывают на ТВ? Это не риторический вопрос. Подобная блокировка отечественного искусства, культурных ценностей имеют серьезные последствия для нашего общества. Детям надо прожить определенную культурную ситуацию, чтобы не стать культурными маргиналами. Им необходимо изучать сказки, фольклор, культуру страны, в которой они живут. Это особый ключ, особый код, ввод в культуру, в социум.

- Просматривается ли, на ваш взгляд, вообще какая-либо концепция у современного детского вещания?

- Если раньше на государственном телевидении существовала редакция, которая занималась детским телевидением, и в определенном смысле была своя концепция вещания для детей и юношества, то сейчас практически все исчезло. Создать продуманную психолого-педагогическую концепцию по телевещанию для детей и юношества - это первый и самый необходимый вопрос, которым следует заняться. И эта концепция должна будет учитывать современные реалии. На мой взгляд, не стоит высокомерно относиться к подрастающему поколению. Так же как и не стоит брюзжать и выражать недовольство морально-нравственным состоянием молодежи. Отношение к молодым, как к безнадежному поколению - это неправильная позиция и педагогически, и социально, и политически.

- Что говорят ваши исследования о ценностных ориентирах современной молодежи?

- Для нынешних молодых хорошая работа, карьера - это фундаментальные жизненные ценности. Если брать массовые социологические опросы, то явно прослеживаются и негативные тенденции: растет статистика детской преступности, наркомании. Но это уже "другой сюжет"┘

- Какое действие на подростка оказывает агрессия на экране?

- Сегодня наш экран крайне агрессивен, и эта ситуация - явно не нормальная. Мы провели специальный анализ, кто совершает агрессию и на кого она направлена: мужчина по отношению к мужчине, мужчина - к женщине, женщина - к женщине, взрослый - к ребенку, молодые - к старикам┘ Замечу, в традиционной культуре агрессия мужчины по отношению к женщине табуирована. Но на современном экране, наоборот, высок процент именно таких сцен. Если мама говорит: "Не бей девочку!", а на экране сильный и "положительный" герой делает все наоборот, это означает, что культурное табу в телевизионном пространстве снимается. В общем, тонкий процесс становления личности, касающийся мужской и женской социализации, нормативного регулирования поло-ролевых отношений жестко деформирован телевизионным экраном.

- Что вас настораживает еще в связке подросток-экран?

- Криминализация женской подростковой субкультуры. Когда "стрелку забивают" девочки друг другу - это аномалия. Драки между девочками - из ряда вон выходящие явления. Но и эти явления присутствуют на нашем телеэкране довольно часто.

- Как защитить от этого влияния школьника?

- Думаю, в школе необходимо рассказывать детям о приемах, технике создания кино и телепередач. Это поможет сформировать у детей нечувствительность к манипуляциям. Ключевая проблема подросткового возраста - проблема формирования собственной позиции. "Если я увижу те приемы, которыми делается программа на ТВ, я пойму для чего она сделана и в чем меня хотят убедить. Я тогда либо воспринимаю это, либо нет" - примерно такой должна быть установка. Печально, что разработки отечественной педагогики по формированию знаний в области кино и телевидения не используются ни в пединститутах, ни в педучилищах, ни в других учебных заведениях. А хорошо бы данные разработки включить в содержание образования.

- А может, просто ввести цензуру хотя бы детских фильмов и передач?

- Слабый вариант, он не проходит. Я считаю, что на телевидении существует проблема не цензуры, а профессиональной этики. Когда у редактора телевизионных передач проходит программа, не выдерживающая никакой профессиональной критики, здесь речь может идти как раз о внутренней этике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1111
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
786
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
385
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
533

Другие новости