0
2906
Газета Образование Печатная версия

15.02.2018 00:01:00

Литература в школе держится на учителях-подвижниках

В сознании современных учеников прочно укрепилась уверенность, что любая информация легко отыщется в Интернете

Тэги: современная литература, школа, детская литература, анна кузнецова, список, скандал


За современной детской литературой пристально следят родители и общественники.	Фото агентства «Москва»
За современной детской литературой пристально следят родители и общественники. Фото агентства «Москва»

Независимая ассоциация словесников предложила учителям литературы изучать со школьниками произведения современных детских писателей. Современная литература может включаться в программу по усмотрению конкретного учителя в рамках соответствующих разделов, но с учетом соблюдения российского законодательства, заявили представители ассоциации.

От имени ассоциации заявление сделал Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы, член Общественной палаты (ОП) РФ. Он известен уже несколькими громкими инициативами. Например, Дощинский предложил создать лингвистическую полицию для борьбы с иностранными словами. Он же сделал резкое заявление об олимпиадах по русскому языку, подчеркнув, что задания ее оставляют желать лучшего. Соревнование, по мнению Дощинского, «монополизировано и даже «коррумпировано, антиисторично, и вообще пора филологам сказать о нем свое веское, значимое слово».

Учитель Сергей Волков, до недавнего времени входивший в состав прежней ОП, с мнением коллеги о коррумпированности не согласился, заявив, что все задания олимпиады открыты. И даже изложил свою позицию в блоге в соцсетях следующим образом: «Если таковые факты ему (Дощинскому) неизвестны, то, значит, он распространяет слухи, которые порочат деловую репутацию организаторов олимпиады».

Но вернемся к новому заявлению, озвученному Дощинским. Ассоциация рекомендует учителям обсудить со своими учениками книги Ирины Краевой «Баба Яга пишет», Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках», Станислава Востокова «Фрося Коровина».

«Каким бы ни было в итоге решение вышестоящих органов, в предложении Ассоциации словесников есть большой смысл, – прокомментировала для «НГ» заявление Дощинского психолог Ирина Агличева. – Наличие в произведении знакомых из житейской практики явлений и действий оказывается зачастую для подростков очень значимым, порой – мерилом художественной ценности произведения. А если учителя еще и обсудят эти моменты на уроке, будет вообще хорошо».

Вот с «обсуждением» как раз и проблемы. Сергей Волков рассказывает в своем блоге случай, как он «подкинул» студентам тезис: «На литературе нужно учить читать, понимать прочитанное, думать, высказываться, а материал для этого может быть любой». Студенты не согласились, что литература может быть «любой». И объяснили – почему. Все дело, по их мнению, в нехватке учителей, способных «научить школьников думать». Примерно так же считают и эксперты. Сами члены Ассоциации словесников подчеркивают, что литература в школе держится на «учителях-фанатиках». Что учителем литературы быть трудно, потому что у школьников пропал интерес к предмету, потребность в нем. А так как в сознании детей сегодня прочно укрепилось, что любая информация временная, ее легко найти в Интернете, то и давать уроки так, как учителя это делали раньше, уже не получится. Работать же в новых форматах могут не все.

Кстати, интересный пример. Сегодня в столице всячески поддерживают обучение возрастных обучающихся. Многие известные лекторы участвует в проекте «Новая школа», читая курс школьной литературы взрослым людям. Они отмечают, что прочтение классики заставляет взрослых под новым углом взглянуть на события, происходящие сегодня. Классика вечна.

А если претензии учителей к современной литературе и есть, то в основном они сводятся к тому, что авторы чаще пишут о «несовершенстве нашей жизни». А подросткам надо обязательно показывать «свет в конце тоннеля». 

Здесь уместно вспомнить о недавнем скандале. Детский омбудсмен Анна Кузнецова пришла на конференцию в Государственную детскую библиотеку и представила там составленный ею список «неприличной детской литературы из 16 произведений», о которых «стыдно говорить». В СМИ в основном цитировали стихотворение Игоря Иртеньева про глаз, упавший в унитаз, сказку Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь» (победившую в 2013 году на конкурсе подростковой литературы) и сказку для малышей Савелия Низовского «Как царь ушел в девочки». 

Писатели и литературоведы отреагировали на представленный Анной Кузнецовой список открытым письмом. «Данная подборка «около года гуляет по низкопробным развлекательным сайтам и пабликам соцсетей», – сообщили авторы коллективного письма. Литературоведов также удивило появление в списке Кузнецовой произведений Бориса Шварца и Сергея Михалкова.

«В своем выступлении вы подошли к детской литературе по-взрослому прямолинейно. Вы отказали детской книге в праве на игру, на шутку, на множественность невинных смыслов – но добавили смыслов, детству не свойственных, маргинальных, – отыскав подтексты из мира наркозависимых, из криминального мира, сводя сказку к грубой шутке», – написали литературоведы.

Так что не исключено, что и произведения, предложенные ассоциацией к изучению в школе, могут вызвать неоднозначную реакцию родителей. А прицепиться там при желании есть к чему.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
864
Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Наталья Савицкая

Штраф за фото и за букет учителю

0
2642
Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Милена Фаустова

Выпад против науки вызвал протест даже у служителей церкви

0
7851
Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
2910

Другие новости