В СССР роль значимого взрослого для детей очень часто выполняли пионервожатые. Фото РИА Новости
Воспитание через общественную организацию вновь выходит на первый план. На недавно завершившейся в Москве II Всероссийской международной конференции, посвященной воспитанию детей и молодежи на новом историческом этапе развития общества и государства, обсудили идею наставничества и... значимого взрослого.
Что стоит за этим понятием – «значимый взрослый»? В психологии этот термин обозначает того, кто проводит с ребенком наибольшее количество времени и принимает активное участие в его воспитании или уходе за ним. Часто говорят, что это открытие XX века. В учебниках по психологии отмечают опыт психиатра Джона Боулби, который однажды обратил внимание на то, как в одном доме малютки няня выхаживала самых сложных детей. Она с помощью нехитрых приспособлений привязывала малыша к себе на тело и ни на минуту не расставалась с ним. А коллеги Боулби в разное время фиксировали, что здоровые на вид младенцы, попадая в детский дом, даже с хорошим уходом и питанием быстро начинали терять вес, отставать в развитии от своих «домашних» сверстников и даже чаще гибли.
Так родилась теория привязанности. Это – психологическая модель, которая описывает чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо. У новорожденных привязанность направляет ребенка к поиску близости со значимым взрослым. Когда ребенок беспокоен, он ожидает, что получит защиту и эмоциональную поддержку.
В СССР был принят такой порядок: если ребенок заболевал и его оставляли в больнице, то родители не могли быть с ним рядом. Это явление получило в психологии название «госпитализм». Явление ужасное по своей сути. Ребенок раннего возраста, который попадал в больницу или социальное учреждение без матери, резко менялся в нервно-психическом плане. Становился замкнутым, неактивным. Лечение на него не действовало или даже действовало негативно.
Сегодня взрослый может находиться с ребенком во время всего периода лечения, в том числе когда берут анализы, делают УЗИ, рентген и другие процедуры. Это касается не только обычной палаты. Если ребенок в реанимации, запретить посещение врачи тоже не могут, но вправе потребовать соблюдения правил: надеть бахилы и халат, выключить телефон и другую электронику, не трогать медицинскую технику, покинуть помещение во время инвазивных манипуляций, например при установке катетера. Но в практике врачи и медсестры не любят пускать родителей в реанимацию и используют для этого множество отговорок. Хотя законом это разрешено...
Значимый взрослый нужен не только детдомовцам. Он нужен всем. И он, как часто замечают ученые, необязательно родитель ребенка.
Сегодня существует серьезная проблема с детьми из богатых семей. Кстати, это вторая группа риска после детдомовских детишек, которая легко может остаться без внимания взрослого. Ситуация выглядит так: за ребенком ухаживает няня. Но мама боится, что ребенок привяжется к няне, и поэтому часто нянь меняет... В результате случается то, чего как раз и нужно опасаться: ребенок, лишенный привязанности, испытывает глубокое чувство ненужности и отчужденности.
Впрочем, свято место пусто не бывает. Малыш подрастет, превратится в подростка, и место значимого взрослого может занять любой, кто проявит к нему внимание. Хорошо, если это будет, вздыхают психологи, порядочный человек.
Выступившая на московской конференции президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила: «Сегодня мы вновь приходим к тому, что воспитать человека, гражданина можно только в коллективе. Воспитать человека, который принимает решения сам, но соизмеряет их с благом для страны, имеет гражданскую позицию. И здесь очень важна роль «значимого взрослого», которым может стать не только родитель, но и подготовленный педагог или, например, старший товарищ-студент». И тут, конечно, приходят на ум аналогии из не столь далекого советского прошлого: роль «значимого взрослого» тогда зачастую играли школьные вожатые.
Сегодня пытаются постепенно возвратиться к этой практике. Подготовка вожатых ведется уже не первый год на курсах в педагогических университетах. Иногда курс инкорпорирован в программу университета. Например, студенты Московского педагогического государственного университета (МПГУ) изучают дисциплину «Основы вожатской деятельности», а также имеют возможность пройти программу профессионального обучения и получить квалификацию «вожатый».
Конечно, официальный статус, свидетельство о получении квалификации «вожатый» еще не гарантия, что этот человек станет значимым взрослым для своих подопечных. Помимо формализованных знаний тут нужно обладать эмпатией и, даже можно сказать, особой харизмой. Этому, увы, ни в каком университете не научат.
комментарии(0)