0
246
Газета Образование Печатная версия

25.06.2025 18:43:00

Неевропоцентричная история России

Новые школьные учебники сделают интерактивными и фактологически безупречными

Тэги: школьные учебники по истории, интерактивность, историческая правда


школьные учебники по истории, интерактивность, историческая правда Владимир Путин и Владимир Мединский четко намерены провести в учебниках истории принцип исторической правды. Фото Sputnik/Reuters

Недавняя встреча президента РФ Владимира Путина с редакторами государственной линейки учебников истории для 5–11-х классов и учреждений среднего профессионального образования (СПО) еще раз продемонстрировала, в каком направлении будет «смотреть» школьная история как минимум в ближайшие пять лет. Именно на такое время рассчитаны новые учебники, вышедшие, в отличие от учебников по остальным предметам, в твердой обложке.

В начале встречи президент рассказал о своем видении истории с учебниками. В частности, он напомнил, что в 90-е годы была утрачена «и взаимосвязь, и единая логика исторического процесса и учебных программ». «У нас функционировали десятки учебников, – отметил президент, – в которых излагались исторические факты и оценки давались прямо противоположные. Разобраться в этом было практически невозможно. Конечно, мы всегда за то, чтобы были разные, альтернативные точки зрения, это очевидно. Но какие-то базовые, фактологические вещи должны же излагаться. Это было утрачено».

Особое возмущение президента вызвала искаженная подача событий Сталинградской битвы. «И чего мы только в этих учебниках, учебных пособиях не видели! – возмутился президент. – И откровенную русофобию, и, повторяю, искажение этих исторических фактов».

Также Путин напомнил, что основная работа над учебниками началась в 2013 году с Концепции преподавания истории. Впрочем, «сознание человека, маленького ребенка закладывается гораздо раньше». «Даже в сфере дошкольного образования это тоже очень важно», – заявил глава государства. При этом он подчеркнул, что доносить информацию до детей нужно, конечно, с «учетом особенностей маленького ребенка, с учетом требований и знаний детских психологов».

Министр просвещения Сергей Кравцов начал выступление с уточнения, что учебников истории в 90-х было... 54. Каждая школа практически работала по своей программе. Сегодня, по словам Кравцова, ситуация исправлена: существует единая программа по истории, разработанная ведущими специалистами. На историю Великой Отечественной войны отведено 30% учебного времени. И есть отдельные уроки по Сталинградской битве, Брестской крепости, блокаде Ленинграда.

В нынешнем учебнике истории для старших классов параграфы с историческими фактами сопровождаются ссылками на художественные произведения. Через QR-коды ребята могут сразу выйти на лучшие фильмы, спектакли и даже на музыкальные произведения о Великой Отечественной войне, дополнил рассказ Кравцова ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов. Ректор также предложил включить в обязательный ЕГЭ для поступающих на гуманитарные специальности в вузы экзамен по истории. По его мнению, сегодня значительная часть ребят, поступающих в том числе на юридические факультеты, сдают обществознание. А история при этом «оказывается в стороне».

Академик РАН Александр Чубарьян напомнил о европоцентристском характере прежних учебников истории. Сегодня, по словам академика, в учебниках «сильны разделы других континентов». «Восток представлен, там и страны Азии, увеличен Китай, Индия, но там есть и Африка, которая тоже интересна, есть Латинская Америка. Мне кажется, это одно из очень важных достижений. И теперь наши школьники увидят процесс в довольно общем виде», – пояснил академик.

Так, если раньше в разделе «Пятый класс, история Древнего мира» был только древний мир, то в новый учебник уже введены археологические раскопки на территории нашей страны, относящиеся к древней истории. Кроме того, по словам академика, в историю Великой Отечественной войны вошли события, отражающие «наш вклад в разгром японского милитаризма».

Александр Чубарьян внес предложение собрать новый съезд учителей истории. Четыре года назад в РФ проходил Всемирный конгресс учителей истории, напомнил он, который проводился вместе с европейскими организациями. Сегодня есть идея расширить в нем участие представительств Евразии. «Я уже беседовал с китайскими представителями, Южная Африка проявила большой интерес, Бразилия, – рассказал Чубарьян. – При Совете Европы они сделали институциональный предмет, проект по преподаванию истории в школе. Мне хочется, чтобы в результате работы нашего конгресса учителей был сделан институционально такой центр в Москве, который охватывал не только Европу, а был бы мировым. Мы могли бы это сделать».

Сегодня, по словам Чубарьяна, он направил письма директорам академических институтов истории Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии с предложением вместе исследовать, как развивались экономика, культура, наука, образование во время Великой Отечественной войны в этих странах. А осенью академик предполагает собрать всех директоров институтов истории разных стран. И надеется найти с ними мнение «по термину «колониальный», который, по его словам, некоторые республики применяют к Российской империи и даже СССР. «С нашей точки зрения, он не отражает сути дела, поэтому нужно разбираться в разных формах и типах империй», – считает Александр Чубарьян.

Председатель Российского военно-исторического общества, советник президента РФ Владимир Мединский не остался в стороне от критики прежних учебников. Для картинки он привел на встрече в Кремле исторический сюжет, в который вмешалась, по его мнению, идеология. «Мы всегда учили, что 1954 год – это не только запуск процесса (передачи. – «НГ») Крыма, это всенародное отмечание 300-летия воссоединения Украины с Россией. И даже под это дело снимались кино, писались картины. И вот эта совершенно лживая исторически, вызывающая всегда улыбку у историков фраза про воссоединение Украины с Россией...» – заявил Владимир Мединский.

По его словам, случилось это по причине отстранения Берии с Маленковым от власти. «А Хрущев боролся за власть в партии, ему нужны были голоса членов ЦК самой большой Компартии – Украины. Поэтому 1954 год, отсюда и Крым, и вся вот эта история», – отметил политик.

Президент РФ поддержал выступление Мединского, вспомнив о политике тогдашнего руководства страной. «Что касается 1954 года, мы понимаем, с чем это связано было тогда, – сказал Владимир Путин. – Это было продолжение политики Компартии, большевиков по поводу так называемой коренизации. А началась она с того, что после того как эти же, по сути, политические силы способствовали развалу империи, потом предпринимали попытки восстановить российскую государственность и искали новые формы, пытаясь привлечь какими-то красивыми лозунгами национальные элиты. Вот отсюда и пошла ленинская идея коренизации и создания так называемых независимых государств, которых, естественно, никогда и не было». 


Другие новости