Подсудимый Копцев не обращал на потерпевших никакого внимания.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Александр Копцев, обвиняемый в нападении на прихожан в Московской синагоге на Большой Бронной, не признал свою вину. Об этом подсудимый заявил вчера сразу после того, как гособвинитель, прокурор Кира Гудим зачитала обвинительное заключение. В ходе вчерашнего заседания также выяснилось, что система безопасности синагоги имела ряд недостатков, что и позволило Копцеву совершить нападение.
Вплоть до начала заседания подсудимый сидел, демонстративно повернувшись к залу спиной. Он никак не отреагировал на появление потерпевших и не обращал на них никакого внимания в ходе заседания. Потерпевшие, напротив, внимательно разглядывали Копцева, а один из них даже фотографировал подсудимого «мыльницей». На заседание явились четверо из девяти потерпевших.
Перед началом процесса суд принял решение не допускать на заседания тележурналистов. Гособвинитель и защита подсудимого посчитали, что телекамеры будут мешать ходу процесса. Кроме того, по мнению адвоката Нелли Архиповой, «подсудимый – молодой, еще не сформировавшийся человек, а даже народный артист не выдержит такого количества объективов и камер». Сам подсудимый также категорически возражал, чтобы процесс освещался на телевидении. В результате судья Дмитрий Фомин удалил из зала всех тележурналистов.
После этого прокурор Гудим зачитала обвинительное заключение. По данным прокуратуры, под воздействием книг и статей, найденных в интернете, Копцев пришел к выводу, что «лица еврейской национальности являются врагами лиц русской национальности. В связи с этим он решил совершить убийство лиц еврейской национальности». По словам прокурора, «задумав убийство, Копцев подыскал охотничий нож, принадлежащий его отцу, и нашел в интернете адреса московских синагог».
Как следует из обвинительного заключения, Копцев совершил нападение на прихожан синагоги на Большой Бронной только с третьей попытки. До этого он безуспешно пытался напасть на прихожан двух других столичных синагог. В первом случае он приехал к зданию синагоги на
9-й Парковой улице, однако не смог попасть внутрь, так как дверь в синагогу была закрыта. Во втором случае Копцев приехал к синагоге в Новосущевском переулке, но там его напугала внушительная охрана здания. И только 11 января Копцев пришел к синагоге на Большой Бронной.
Отвечая на вопрос судьи, признает ли подсудимый себя виновным, Копцев встал, улыбнулся и сказал, что виновным себя не признает.
Вчера суд выработал порядок исследования доказательств по делу. Сначала суд допросит потерпевших, затем свидетелей обвинения, после чего будут исследованы материалы уголовного дела. Первым в суде выступил Роман Белинский – сотрудник синагоги, ставший первой жертвой Копцева. «Я считаю, что этот человек – маньяк и мутант, который хотел прославиться убийствами евреев», – заявил потерпевший. Затем показания дал начальник охраны синагоги Георгий Куликов, также пострадавший от ножа Копцева. Он подробно рассказал о том, что происходило в синагоге в момент нападения, а по просьбе адвокатов Копцева остановился на системе безопасности здания. По его словам, четырех охранников было недостаточно для полноценной охраны такого большого здания со сложной архитектурой. Однако руководство синагоги, зная об этом, не посчитало нужным увеличить штат охранников. Кроме того, свидетель показал, что рамка металоискателя была установлена с нарушением технических требований и, возможно, именно это позволило Копцеву пронести в здание нож.