0
2832
Газета Ex Libris - Итоги Печатная версия

25.12.2020 08:00:01

5. Литераторы умирали не только от COVID-19

Не стало писателя, обладателя премии «Нонконформизм» Игоря Яркевича

Тэги: литература, писатель, литератор, яркевич


285-14-5480.jpg
Писатель Игорь Яркевич. У него осталось пять
неизданных книг.  Фото Екатерины Богдановой
В уходящем году писатели умирали не только от ковида, хотя и от него тоже. Одной из самых тяжелых наших потерь стала смерть писателя, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм»-2011 Игоря Яркевича.

Премии «Нонконформизм» в 2019-м исполнилось 10 лет, в том же году она завершила (или, возможно, приостановила) свою работу. Многих лауреатов уже нет в живых. Умерли Юрий Мамлеев, Мирослав Немиров, Владимир Герцик. Теперь не стало прозаика и эссеиста Игоря Яркевича. Он полностью соответствовал своей фамилии. Был удивительно ярким. Он ворвался в литературу в самом начале 90-х, ворвался яростно, стремительно, даже властно. Тогда на нас хлынул поток неопубликованной литературы сам- и тамиздата. И все равно, Яркевич влетел в русскую литературу, как бомба или ракета, взорвался и ранил очень многих. Даже в то относительно свободное время все удивлялись его неописуемой свободе – и языка, и взглядов, и подхода к бытию и небытию.

Игорь Яркевич родился в 1962 году в Москве. Окончил Историко-архивный институт. В 1999 году Виталий Манский по его сценарию снял фильм «Частные хроники. Монолог». Яркевич автор книг: роман-трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (1990–1992), «Как я и как меня» (1996), «Ум. Секс. Литература» (1998), «Свечи духа и свечи тела» (2000), «В пожизненном заключении» (2007) и других. В 2015 году вместе с Евгением Поповым выпустили книжку «Мы женимся на Лейле Соколовой».

У него осталось пять неопубликованных книг. Он сам их собрал. Это эссе и рассказы. Кое-что напечатано в периодике, очень многие эссе и некоторые рассказы опубликованы у нас. Но есть и совсем не известные вещи. Кто и когда напечатает эти книги? Лучше бы поскорей. И не потому, что актуальность некоторых вещей уходит. Нет, Яркевич – вне времени. Он откликался на каждое значимое событие культурной и политической жизни, но писал обо всем этом слишком по-своему, чтобы можно было волноваться о какой-то там актуальности. Он писал как Аристофан, Лукиан или Эразм Роттердамский. Его самые «актуальные» вещи – они все равно о вечном. Потому что они обо всех нас. И тех, кто пока еще остался, и тех, кто ушел из жизни давно, очень давно и даже бог знает когда.

Вот что он писал в актуальнейшем (неопубликованном) эссе «История чрезвычайной ситуации»: «Я запутывался в словах, и потом их долго приходилось распутывать. Я терял ориентировку в пространстве. Я забывал имена и даты, и потом их долго приходилось вспоминать. Я оставался один в темноте. У меня на глазах распался Советский Союз. Я провисал во времени. Я много раз не находил себе места.

Я не нахожу себе места до сих пор.

В общем, я – специалист по чрезвычайным ситуациям.

Если в России снова будет чрезвычайная ситуация, меня можно приглашать консультантом».

Может быть, он и не специалист по чрезвычайным ситуациям, но он и в самом деле не находил себе места. Даже в русской литературе. Потому что рядом с ним трудно кого-то поставить рядом.

В 2020 году умер еще один «специалист по чрезвычайным ситуациям» – поэт, прозаик и политик Эдуард Лимонов. Фигура тоже очень яркая, более чем противоречивая. И он тоже отчаянно искал и никак не мог найти себе этого самого места.

В уходящем году умерли писатель-фронтовик Юрий Бондарев, детский писатель Владислав Крапивин, драматург Леонид Зорин, прозаики Александр Кабаков и Владимир Шпаков, поэт и переводчик Михаил Яснов, сатирики Михаил Жванецкий и Анатолий Трушкин, поэтесса Елена Кацюба, прозаик, фантаст, критик Роман Арбитман. И многие-многие другие. Помним, любим и будем читать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1164
Три конца и четыре сына

Три конца и четыре сына

Марианна Власова

В Большом театре объявили победителей премии «Ясная поляна»

0
735
Зачем Михалыч взялся за обрез?

Зачем Михалыч взялся за обрез?

Виктория Радугина

Осенние «Посиделки» прозаиков у Андрея Платонова

0
973
Нобель-2025. Мрачный мир Ласло Краснахоркаи

Нобель-2025. Мрачный мир Ласло Краснахоркаи

Шведская академия объявила имя лауреата премии года в области литературы

0
4037

Другие новости