0
14151
Газета Факты и комментарии Печатная версия

15.12.2020 17:29:00

Тихановская зовет христиан на бой с Иродом

Лидер белорусской оппозиции приглашает верующих активно участвовать в политике

Тэги: беларусь, выборы президента, александр лукашенко, светлана тихановская, протесты, католики, ватикан, православие, бпц, митрополит вениамин, экзархат, тадеуш кондрусевич, папа франциск, энциклика


беларусь, выборы президента, александр лукашенко, светлана тихановская, протесты, католики, ватикан, православие, бпц, митрополит вениамин, экзархат, тадеуш кондрусевич, папа франциск, энциклика Светлана Тихановская и писатель Светлана Алексиевич ждут Рождества и свободы для Белоруссии. Фото со страницы «Страна для жизни» в Facebook

Поездка лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской в Германию началась с экуменической молитвы в самом большом лютеранском храме страны. Бывший кандидат в президенты 13 декабря приняла участие в межхристианском богослужении в кафедральном соборе Берлина. Под куполом храма звучали имена погибших во время акций протеста на улицах белорусских городов, архиепископ Берлина Хайнер Кох завернулся в полотнище бело-красно-белого флага оппозиции. «Церковь не может оставаться в стороне, когда попираются права человека и человеческое достоинство», – сказал архиепископ в проповеди. Тихановская тоже обратилась к присутствующем с речью на английском языке: «Каждый братский жест, каждый знак солидарности ломает преграды. Любое выражение доверия, каждый акт поддержки наводят мосты. Позвольте мне от имени белорусского народа выразить за это огромную благодарность».

В последнее время Тихановская все чаще обращается с призывами к верующим разных традиций и обильно использует в своих выступлениях библейские образы. Опубликован видеоролик, в котором Тихановская поздравляет белорусов с наступающим Рождеством и сравнивает обновление мира Христом с грядущей обновленной Белоруссией. Президента Александра Лукашенко она представляет новым царем Иродом, только он избивает не первенцев, а весь народ от мала до велика. «Я обращаюсь к белорусским верующим разных религий и конфессий, – говорит Тихановская. – Большинство из вас не приняли беззакония, которые совершает режим. Вы заявили, что это не только политическая, но и духовная проблема. Вы признали, что это не только преступление, но и грех. Вы не согласились, что место вашей вере только в храмах по выходным. Вы решили следовать ей везде и всегда».

Слова оппозиционной активистки звучат как зеркальное отражение тех упреков, которыми Лукашенко начиная с августа, когда прошли оспоренные оппозицией выборы, осыпает представителей ведущих христианских конфессий. Участие священнослужителей в протестных акциях разъярило президента, который готов на все, лишь бы не потерять власть. Лукашенко сначала заявлял, что религии место в храмах, а не в политике, но после смены православного экзарха в Минске пообещал привилегированное положение Московскому патриархату, государственную помощь священникам, которые послушались своего Синода и не выходят на улицы, а послушно возносят в храмах молитвы за власть, которая всегда от Бога. Теперь главный враг правящего президента – католическая часть белорусских христиан. По мнению Лукашенко, они получают задания на Западе, в Литве, Польше – чтобы лишить его власти и, как уверяет сам Батька, растерзать «синеокую Беларусь», отторгнуть от нее западные области.

Между тем духовенство все больше втягивается в оппозиционную политику. Только к сегодняшнему дню было задержано как минимум шестеро представителей церквей. Большинство из них – католическое духовенство. Первым, кто открыл белорусское «дело священников», стал заштатный клирик Гомельской епархии Московского патриархата протоиерей Владимир Дробышевский. 18 сентября его осудили вначале на 10, а потом на 15 суток за одиночный пикет, когда он держал в руках плакат «Остановите насилие». 30 ноября стало известно об аресте в Брестской области грекокатолического священника Виталия Быстрова. Он получил 10 суток административного ареста «за участие в несанкционированной демонстрации». Сутки спустя в Бресте были задержаны православный священник Сергей Резанович, а также его жена и сын. Их подозревают в участии в террористической группе вместе с бывшим политзаключенным Николаем Автуховичем. Последнего обвиняют в поджоге отделения милиции и подрыве милицейской машины, что квалифицируется как «акты терроризма».

От Брестской не отстает и Витебская область. 1 декабря здесь был задержан римскокатолический священник Вячеслав Борок из города Россоны. Он известен тем, что вступился за епископа Юрия Кособуцкого, когда прокуратура республики вынесла тому предупреждение (подробнее в «НГР» от 02.12.20). Позже в соцсети Борок выложил плакат белорусского художника Владимира Цеслера «Стоп лукашизм!», на котором была изображена свастика, сложенная из государственного красно-зеленого флага. За это ксендз получил 10 суток административного ареста с формулировкой «пропаганда или публичная демонстрация нацистской символики».

8 декабря в Витебске были арестованы римскокатолический священник Виктор Жук и грекокатолический священник Алексей Воронко. Им вменяется участие в несанкционированной демонстрации. Суд над обоими должен был состояться 9 декабря, однако дело было отправлено на доработку, а оба священнослужителя временно выпущены на свободу.

9 декабря патриарший экзарх в Минске митрополит Вениамин (Тупеко) разослал особый циркуляр с новыми прошениями о Белоруссии. Из документа, составленного прежним главой Белорусской православной церкви митрополитом Павлом (Пономаревым), были вычеркнуты фрагменты текста с просьбами к Богу о просветлении «светом Своего богоразумия ожесточением помраченных» и исцелении раненых.

10 декабря стало известно о том, что глава католической общины Белоруссии митрополит-архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который с конца августа не может попасть в Беларусь, написал на имя папы Римского Франциска ходатайство об отставке. Эта новость всколыхнула католическое сообщество страны. Однако сам Кондрусевич в интервью польскому католическому агентству KAI пояснил: «3 января следующего года мне исполнится 75 лет. Я официально подаю заявление об отставке и должен уйти на пенсию. Я уже написал заявление об увольнении и скоро передам нунцию. Все зависит от святого отца». Митрополит также добавил, что «никогда не занимался политикой, а только проповедовал Евангелие и реализовывал социальное учение Католической церкви». Вероятно, только уход Кондрусевича с Минской кафедры может позволить смягчить меры в отношении него со стороны действующей власти Белоруссии и позволит вернуться на родину.

В такой ситуации Лукашенко изо всех сил разжигает страхи «глубинного народа» перед Западом, а Тихановская обращается за поддержкой именно к западной христианской общественности. Она написала письмо папе Римскому. «Сколько нам еще предстоит пройти по этому пути? – говорится в послании Тихановской в Ватикан. – Сколько еще будет арестованных, уволенных, избитых и изгнанных из страны, прежде чем наш голос будет услышан властями? Кто поможет нам встать и исцелит наши раны? Кто поможет нам восстановить справедливость? Когда в Беларусь сможет вернуться митрополит Тадеуш Кондрусевич, который пытался быть голосом церкви и голосом народа? Сможет ли голос церкви и голос народа пробиться через бронированные стекла автомобилей, через щиты милиции, через отключенный интернет? Какое пророческое слово имеет силу разрушить эти стены и построить мосты?»

В своем послании она сравнивает белорусский народ с избитым и растерзанным странником из евангельской притчи о добром самаритянине: «Белорусский народ был ограблен – у него украли голоса на выборах, право знать правду о результатах выборов». «От имени белорусского народа мы просим ваших святых молитв и вашего истинного слова правды и справедливости, которые были бы для всех нас благословением!» – взывает Тихановская, и надо думать, понтифик с его последней энцикликой о всемирном братстве в ее представлении и есть тот самый добрый самаритянин, которые заступится за белорусов.

Тихановская обращается ко всем христианам и не только к христианам, но в ее позиции все больше просматривается адресат – та часть христианского сообщества, которая ориентируется на Запад. Даже поздравление с Рождеством она приурочила к дате по григорианскому, западному календарю. Пользуясь евангельской образностью, можно сказать, что и Лукашенко, и Тихановская в пылу борьбы разрывают хитон Христа. Речь уже не идет об искренности, но только о накале политических страстей и гражданской войне, в которой все средства хороши. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В кадровой политике Белоруссии ставка делается на преданность

В кадровой политике Белоруссии ставка делается на преданность

Лукашенко приравняет госслужбу к военной

0
1462
Зеленский удивил Москву и Ватикан

Зеленский удивил Москву и Ватикан

Татьяна Ивженко

Место встречи украинского и российского президентов не имеет значения без согласованной повестки

0
3717
Православные & Познер

Православные & Познер

Александр Щипков

Телеведущий выступает как духовник, а подлинные священники оказываются в роли его духовных чад

1
5567
В Миннесоте протестуют из-за гибели афроамериканца

В Миннесоте протестуют из-за гибели афроамериканца

0
850

Другие новости

Загрузка...